Ирина Мазур
Человек и природа на уроках литературы в 7 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: раскрыть проблему взаимоотношения человека и природы как проблему нравственную и духовную.
Задачи урока:
1. Через наблюдение над текстом осознать страдание Кусаки и жестокось люей.
2. Внушить мысль об ответственности человека за всё живое на земле;
3. Вызват интерес к произвдениям о природе и животных.
Оформление :
1. Перечень книг в литераурной газете, специально выпущенной к этому уроку:
Джек Лондон "Белый клык".
Куприн А. И. "Белый пудель","Изумруд".
Публикация «Человек и природа на уроках литературы в 7 классе» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Чехов А. П. "Каштанка","Белолобый".
Житков Б. "Рассказы о животных".
Заходер Б. "Про всех на свете"
А. К. Дойль "Собака Баскервилей"
Пришвин М. "Рассказы"("Лисичкин хлеб","Лесной доктор", "Ёж" и другие.
Киплинг Р. "Маугли"
Есенин С. "Собаке Качалова"
Крылов И. А. Басни.
Тургенев И. С. "Му-Му".
Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.
Троепольский Г. "Белый Бим Чёрное ухо"
Моуэт Фарли "Собака, которая не хотела быть посто собакой. "
Лаврентьев М. "Дружок".
2. Эпиграфы:
"Нож, брошенный в дерево, так же страшен, как и нож, брошенный в человека".(С. Я. Маршак)
"Земля наша едина и неделима. Она всюду и для всех одна. И человек в любом месте,даже в самой тёмной и глухой тайге, должен оставаться человеком".(В. П. Астафьев)
"Мы ответственны за тех,кого приручили". (А. Экзюпери).
3. Учащиеся приносят фотографии своих питомцев.
Подготвка к уроку.
1. Прочитать дома рассказ Андреева "Кусака".
2. Пдготовить расказ о проделках своего питомца.
Ответить на вопрос:"Кто в жизни видел, что собака ведёт себя, как человек?
Сегодня на уроке мы поговорим о взаимоотношениях человека и природы на примере рассказа Л. Андреева "Кусака".
Содежание урока.
1.Учитель:Все мы знаем о животных,которые нас окружают, о братьях наших меньших? А вдруг они и думают, и чувствуют, как мы, только не говорят?
Приведите примеры, известные вам из книг и кино, где животные поступают, как люди.
(Ответы учащихся).
Учитель:К какому выводу мы пришли, рассмотрев ваши примеры?
Учащиеся:Животные и думают, и чувствуют, как люди, только не говорят.
Учитель:Вспомните содержание рассказа "Кусака" и определите его главную мысль.
Учащиеся:Нельзя быть жестоким, жестокость порождает жестокость.
Учитель:Обратимся к тексту. Какими художественными средствами автор эти мысли выразил? Рассмотрим образ Кусаки.
Первая глава.
Озаглавьте её.
Учащиеся: Зло рождает зло.
Учитель: Вспомните обиды, которые были нанесены Кусаке,и почему она стала такой злобной. Вспомните эпизод с пьяницей и поведение детей на улице.
(Ответы учащихся).
Вторая глава
Учитель:Что произошло в жизни Кусаки с приездом дачников?
(Ответы учащихся).
Учитель:Как бы вы назвали эту главу?
Ответы учащихся:Добро порождает дороту.
Третья глава
Учитель:Что вы скажете о дачниках? Действительно ли они по-настощему добрые люди?
(Ответы учащихся).
Учитель:Прочитайте сцену, где бедная Кусака пытается им угодить,неуклюже кувыркаясь и прыгая. Что стоит за фразами:"Все собирались и хохотали, и никто не видел в её глазах странной мольбы,нарочно ласкали её. "
Почему бедная Кусака пыталась угодить людям? О чём была мольба в глазах Кусаки?
Учащиеся: Животных тоже нужно уважать.
Учитель: Почему люди не видели мольбы?
Учащиеся: Люди слишком были заняты собой. Кусака была для них всего лишь развлечением.
Четвёртая глава
Учитель: Как бы вы назвали эту главу?
Учащиеся: Предательство людей.
Учитель: Как вы думаете, почему Лёля и не заплакала, когда Кусаку решили бросить, и даже не простилась с собакой?
Ответы учащихся:
Учитель: Какой смысл имеет эпизод с Илюшей-дурачком? Какую мысль этот эпизод утверждает?
Учащиеся: Человек жесток не только к животному, но и к человеку.
Пятая глава.
Учитель: Прочитаем пятую главу. (.) Озаглавьте её.
Учащиеся:Страдания Кусаки.
Учитель: О чём говорят такие детали текста, как "она долго металась, добежала до станции, промокла, жалобно и громко завыла. "
Учащиеся: Животное так же чувствует, страдает и переживает, как человек, а может быть, и больше. Ведь не зря говорят:"собачья верность, преданность".
Учитель: Только ли о судьбе собаки этот рассказ?
Учащиеся: Через рассказ о судьбе собаки автор представляет нам очень важную проблему жестокости человека по отношению к природе, проблему человеческой безответственности за свои деяния.
Учитель: Были ли действительно добрыми Лёля и её семья?
Учащиеся: Нет, эти люди безразличны, равнодушны, так как Кусака для них была не более, чем игрушка, которую, нигравшись, бросили.
Учитель: Что значит быть добрым?
Учащиеся: (.)
Учитель: Как вы думаете, что станет теперь с Кусакой?
Учащиеся: Наверное, Кусака больше никогда не сможет поверить людям, может быть, совсем одичает и будет им мстить, или она не сможет больше жить и умрёт от тоски.
Учитель: На какое отношение к людям, она теперь имеет право?
Учащиеся: Зло порождает зло. Люди сами виноваты в том, что природа в итоге им мстит.
Учитель: Обратите внимание на эпиграфы, написанные на доске. Над чем они заставляют задуматься?
Учащиеся:
-Над тем, что мы мало знаем природу и не догадываемся, что, возможно, все животные думают и чувствуют, как люди и,вообще, всё, что живёт на Земле, имеет душу.
-О жестокости человека, который не имеет права на эту жестокость, так как разумное существо, объявившее себя хозяином жизни. Он не имеет права на равнодушие и жестокость, он ответственен за всё,что по его воле происходит.
-Может быть, всё живое - это в прошлом человеческие жизни, поэтому не дёргай траву - это усы твоего деда;не бей корову - это кто-то из твоих предков. Человек не может состояться без доброго отношения к своим меньшим батьям.
Учитель: Как вы думаете, почему рассказ заканчивается фразой: "Собака выла. "?
Учащиеся: Автор показывает, насколько тяжела душевная рана Кусаки, нанесенная бессердечием и жестокостью людей. Собака оказалась добрее, душевнее людей. Она выла, так как как её сердце и душу переполняли страдания и боль.
Учитель: Считаете ли вы,что собаки достойны особого отношения человека к ним?
Учащиеся: Да, собака - это друг человека. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина. геология - сферы, в которых жизнь собаки - это подвиг во имя человека. Человек должен быть благодарен и милосерден по отношению к собаке.
Вывод:
-Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
-Человек всегда должен помнить: зло порожлает зло.
-Человек несёт ответственность за всё живое на земле.
Домашнее задание:
1. Прочитать одну из книг, указаных в списке. Подготовить к следующему уроку краткий рассказ о ней. (Может получиться хороший урок рекомендаций книг).
2. Написать аннотацию на прочитанную книгу.
Аннотация - краткая характеристика книги,статьи, рукописи, раскрывающая её содержание, идейную направленность,назначение.