Нина Алексеевна Кравцова
Сценарий викторины «Человек и природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Человек и природа
Ход:
I.Организация начала занятия
1)Приветствие
II.Вступительная часть
-Дорогие ребята, сегодня мы с вами проведем викторину и побываем в удивительном мире природы : в поле, в лесу, на полянке. Побываем в гостях у животных,заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы. Давайте разделимся на несколько команд. За правильный ответ вы будете получать фишки. Та команда, которая наберет больше фишек – победит.
Стихотворение
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Публикация «Сценарий викторины „Человек и природа“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
(Л. Дайнеко)
Открытие темы викторины
-Скажите, а человек будет являться частью природы? Почему?
- Давайте попробуем сформулировать тему и цели исходя из стихоторения.
-Молодцы, а теперь переходим к викторине.
III.Основная часть
1)Конкурс" Разминка"
Команды по очереди отвечают на вопросы. Если команды затрудняются с ответом, право ответа получают команды-соперники.
1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края)
2. Какая птица умеет дразниться? (Попугай)
3. Какая птица «немного глуховата»? (Глухарь)
4. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (Павлин)
5. Какой лес мы иногда называем тайгой? (Хвойный)
6. Что это за дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые? (Сосна)
7. Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
8. Плодами какого дерева являются желуди? (Плоды дуба)
9. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
10. Углубление в дереве, где живет белка? (Дупло)
11. Птенцы, которые не знают своей матери? (Кукушка)
12. Пингвин – птица или животное? (Птица)
13. Какое животное почти всегда живет под землей? (Крот)
14. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный)
15. Не рыбак, а сети расставляет? (Паук)
16. Коллекция засушенных растений? (Гербарий)
17. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным)
18. Как одним словом можно назвать животных, тело которых покрыто перьями? (Птицы)
19. На белой ножке, на шляпке горошки, люди говорят, что в нем яд? (Мухомор)
20. Когда больше грибов весной или осенью? (Осенью)
21. Какой лесной зверек сушит себе грибы на деревьях? (Белка)
22. Что делает зимой еж? (Спит)
2)Конкурс "Мы экологи"
Ребятам предлагается вспомнить, какие законы охраны природы они знают.
Пусть участники команд постараются за пять минут вспомнить как можно больше заповедей юных любителей природы.
Участники команд записывают на листе бумаги заповеди юных любителей природы и отдают их членам жюри.
Например:
• Не рвать дикорастущие растения.
• Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.
• Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким животным.
• Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.
• Не разжигать в лесу костры.
• Не оставлять в лесу бытовой мусор.
• Не трогать гнезда птиц и птичьи яйца.
• Не уносить из леса диких животных.
3)Конкурс "Найди ошибку"
• Команды получают конверты с фразами-утверждениями. Необходимо исправить ошибки и дать верные ответы.
•
• Выходной день друзья решили провести в лесу. Целый день они резвились, играли, бегали по лесу, кричали, слушали музыку, плели венки. Потом разожгли костер, приготовили еду. То, что не доели, оставили в упаковке голодным лесным животным. А когда нашли маленького ежонка, то взяли его с собой, чтобы ему не было так одиноко.
( Ответ: В лесу нельзя шуметь, чтобы не потревожить животных. Нельзя рвать цветы, они могут исчезнуть. Костер можно разводить только в специально отведенных местах. Диким животным нельзя питаться той пищей, которой питаются люди. Нельзя оставлять в лесу упаковку и другой бытовой мусор. Природа не в состоянии его переработать. Нельзя брать домой диких животных, они могут погибнуть.)
4)Конкурс загадок
На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит малый огонек.
Разгибаем стебельки,
Собираем огоньки.
( Ответ: земляника.)
Сидит – зеленеет,
Летит – желтеет,
Падает – чернеет.
( Ответ: лист.)
Я – вода, да по воде же и плаваю.
( Ответ: лед.)
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
( Ответ: сорока.)
В поход идут и дом берут,
В котором дома не живут.
( Ответ: палатка.)
Всю ночь по крыше
Бьет, постукивает,
Бормочет и поет,
И убаюкивает.
( Ответ: дождь.)
Летит птица орел,
Несет вклюве огонь,
Огневые стрелы пускает,
Никто ее не поймает.
( Ответ: молния.)
Похож ясвиду на горох,
Где я пройду – переполох.
( Ответ: град.)
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округе полила.
( Ответ: гроза.)
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
( Ответ: дятел.)
5) "Жалобы"
Участники команд должны угадать растение или животное по их жалобе, которое зачитывает воспитатель.
1. Ох, как мне порой не сладко приходится. Все меня обходят стороной, говорят, что я злая, жгучая, сорняком называют. А ведь я очень полезная. (Крапива)
2. Ох, не любят меня люди! Голос мой не нравится, глаза, говорят, страшные. Но если бы не я, трудно людям пришлось бы. Я, ведь, очень нужная. (Лягушка)
3. Ох, больно мне! Приходили школьники, отдыхали на мне, играли, костры палили, цветы рвали. (Полянка)
6) Конкурс капитанов «Живая планета»
Вопрос-ответ
1. По народному преданию, эта птица приносит в дом детей. (Аист)
2. Самая высокая в мире трава? (Бамбук)
3. Эту траву могут узнать даже слепые. (Крапива)
4. Самое медовое дерево наших мест. (Липа)
5. Хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму. (Лиственница)
6. Речная хищница местных рек. (Щука)
7. Родилась в воде, живет на земле? (Лягушка)
8. Это самая большая птица в мире. (Страус).
9. Это животное практически всю жизнь проводит под землёй. (Крот)
10. Это животное отличный спортсмен: хорошо бегает, делает длинные прыжки, а ещё может наносить сильные удары хвостом своим врагам. (Кенгуру)
7) «Черный ящик»
1. В черном ящике лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина - Мексика. В 1874 г. академик Севергин в книге «Цapcтво произрастания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям, можно из него и масло получить, пережженные имеют запах кофея и произво-дят наливку почти столь же приятную». Что за лакомство лежит в ящике? (Шоколад, получаемый из какао-бобов.)
2. Это растение, овощная культура прибыла к нам из - за границы. Её привез из Америки Христофор Колумб. В России этот овощ долго не принимали, считали, что сажать его в земле большой грех. А теперь этот овощ - 2-й хлеб, без него не обходится ни одна семья. Его можно варить, тушить, жарить. В нем много крахмала, поэтому его соком можно лечить больной желудок - что это? (Картофель)
3. У этого зверя 2 основных способа защиты от врагов - это маскировка: он зимой как снег. Прыгает и бегает очень ловко и легко так, что не проваливается в сугробы. Когда убегает от врагов, то запутывает следы, сильно прыгает в стороны, задние лапы длиннее передних. Подсказка - его называют большим трусишкой. (Заяц)
8)«Веришь – не веришь»
Вопросы задаются по порядку каждой команде. За правильный ответ – 1 балл.
1. Верите ли вы, что птицы сеют лес? (Да. Семена и косточки съеденных растений не перевариваются, а проходят через кишечник, а затем разносятся птицами в разные места.)
2. Верите ли вы, что лиса зимой спит? (Нет. Она не впадает в спячку.)
3. Верите ли вы, что ласточка, чтобы прокормить птенцов делает до 500 вылетов в сутки? (Да)
4. Верите ли вы, что волк – санитар леса? (Да. К волку на обед, прежде всего, попадают старые, слабые и больные животные.)
5. Верите ли вы, что живица – это насекомое? (Нет. Это прозрачная смола, которая вытекает из трещин коры хвойных деревьев: она используется в медицине и парфюмерии.)
6. Верите ли вы, что ежи плохо видят? (Да. Поэтому он не убегает в случае опасности, а сворачивается клубком.)
9)Почемучка
1. Почему цветы красивые и душистые? (Чтобы nривлекать насекомых.)
2. Почему птицы осенью улетают? (Им не хватает корма.)
3. Почему репейник колючий? (Это nрисnособление для nереноса семян.)
4. Почему лист зеленый? (Он содержит зеленый nигмент хлорофилл.)
5. Почему в жару собака высовывает язык? (у собак на теле нет потовых желез, через язык идет охлаждение.)
6. Какая птица возвращается весной первой и почему? (Грач; у этих птиц раньше всех наступает время вить гнезда, выводить птенцов)
10)Обращение от имени Природы
Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?
Давайте напишем письма-обращения от имени природы
IV.Заключительная часть
- А теперь, пришло время подведения итогов викторины, посчитайте свои фишки.
1)Подсчет фишек
2)Объявление победителей
- Ребята, человек единственный, кто может помочь природе и животным. Природа очень любит человека, важно чтобы человек любил природу, потому что природа просто погибнет без любви к ней человека.
Давайте же будем любить нашу матушку-природу и охранять ее, чтобы она оставалась такой же прекрасной.