Светлана Гордеева
Конспект встречи клуба для родителей на тему «Гиперактивный ребенок». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
часть 2 (продолжение) Конспект встречи Клуба для родителей на тему : «Гиперактивный ребенок»
Публикация «Конспект встречи клуба для родителей на тему „Гиперактивный ребенок“, Часть 2» размещена в разделах
Если портрет гиперактивного ребенка вам знаком, значит, вам хорошо известны все трудности, с которыми сталкиваются при его воспитании взрослые. Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей. Родители должны понять, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его.
Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным или упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.
Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее "всем миром". Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели могут позаботиться о том, чтобы применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений, а Вы родители вообще - первые помощники у ребенка. Так, что же нужно делать Вам родителям?
Нет простого решения, как обращаться с ребенком с СДВ дома. В конечном счете, эффективность любого воздействия будет зависеть от знаний и упорства именно Вас, родителей.
Ребенку необходимы : систематизация, воспитание, поощрение.
1. Удостоверьтесь, что вы имеет дело именно с СДВ.
Убедитесь в том, что специалисты проверили слух и зрение ребенка и исключили как эти, так и другие медицинские проблемы. Удостоверьтесь в том, что проведено соответствующее обследование, и продолжайте задавать вопросы, пока вы не будете уверены.
2. Позаботьтесь о том, где найти себе помощь и поддержку.
Найдите знающего специалиста (невропатолог, педиатр, психолог, с которым вы можете советоваться (должность значения не имеет, важно, чтобы этот человек обладал обширными знаниями по вопросам СДВ, наблюдал многих детей с СДВ, знал об их поведении и мог доступно объяснить). Не бойтесь просить о помощи.
3. Помните, что дети с СДВ нуждаются в систематизации.
Им необходимо внешнее окружение, в котором они могут систематизировать то, что они не могут привести в порядок внутри себя, самостоятельно. Позаботьтесь заранее спланировать режим дня, насколько это возможно.
Повесьте список, схему или рисунки режима дня на холодильник, на дверь в комнату ребенка, на зеркало в ванной. Часто обращайтесь к этим напоминалочкам. Любые изменения в списке требуют предварительной подготовки. Таким детям трудно принять резкие или неожиданные перемены, это их путает.
4. Определите правила.
Правила должны быть понятны ребенку, конкретны, выполнимы. Они должны поддерживаться всеми членами семьи, например вы хотите приучить ребенка складывать вещи в одно и то же место. Для этого необходимо ему все показать по-шагово, доброжелательно, спокойно, как взять, как сложить, куда повесить, в какой шкаф убрать и т. д. Если он будет забывать- не ругать, а повторять инструкцию с подробным показом, самим за него не надо делать, иначе привычка не сформируется. Но вы и члены вашей семьи также свои вещи должны убирать на места, чтобы не было у ребенка противоречий. Когда вы предлагаете ребенку выполнить то или иное задание, обязательно нужно попросить его "озвучить" что и когда надо сделать и каким образом. Можно записать, нарисовать их и повесить на видном месте. Ребенок будет немного приободрен, если будет знать, чего от него ожидают.
5. Повторяйте указания.
Проговаривайте их. Детям с СДВ нужно слышать одно и то же много раз. Все инструкции, указания предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, состоящими не более чем из 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит и не будет ей следовать.
6. Поддерживайте постоянный визуальный контакт.
При обращении к ребенку, если хотите, чтобы он вас услышал, необходимо установить контакт с ним (убедитесь, что ребенок вас слышит, для этого необходимо убрать на время, когда Вы с нему обращаетесь, отвлекающие факторы- игрушки, звук телевизора, или посмотреть ему в глаза, можно прикоснуться слегка и т. д.) и только после этого сообщить ему необходимое
7. "Движение - это жизнь".
Направьте энергию в нужное русло, недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать. Здесь на помощь придут игры, о которых мы поговорим немного позже. Из спорта гиперактивному ребенку будут полезны танцы, теннис, плавание, бег, велосипедный спорт, конный спорт. Проводите физзарядку. Один из лучших способов воздействия на детей и взрослых с СДВ – это физзарядка, желательно энергичная. Физзарядка помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует определенные гормоны и химические реакции, что весьма полезно. Кроме всего, это еще и удовольствие. Удостоверьтесь, что физзарядка приносит удовольствие, и тогда ребенок будет делать ее всю свою дальнейшую жизнь.
8. Разбивайте длинные задания на более короткие.
Это один из важнейших методов обучения и воспитания детей с СДВ. Длинные задания зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что "я никогда не смогу это сделать".
Когда задание разбивают на составные части, которые можно выполнить по отдельности, каждая часть кажется достаточно маленькой, чтобы справиться с ней и выполнить ее. Это позволяет ребенку отложить в сторону ощущение перегрузки и неспособности выполнить задание. Обычно такие дети способны на большее, чем им кажется. Разбивая задание на мелкие части, вы позволяете ребенку доказать это самому себе.
9. Позволяйте себе шутить, быть оригинальными и экстравагантными.
Вносите новизну. Людям с СДВ нравится новизна. Они реагируют на нее с энтузиазмом. Это помогает сохранить внимание – как детское, так и ваше. Эти дети полны энергии – они любят играть. А больше всего они ненавидят скуку. "Воздействие" на них включает в себя так много скучных вещей: расписания, списки и правила. Покажите им, что все это не говорит о том, что вы скучный человек. Если вы позволите себе иногда немного "подурачиться", это очень поможет.
10. Однако остерегайтесь перевозбуждения.
Подобно чайнику на плите, дети с СДВ могут "перекипеть". Родителям рекомендуется ограничить пребывание гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывают на ребенка чрезмерно возбуждающее действие.
11. Следите за успехами и подчеркивайте их, насколько это возможно.
Эти дети переживают столько неудач, что им важна любая позитивная реакция. Похвала никогда не будет излишней: дети нуждаются в ней и выигрывают от нее. Им нравится, когда их поощряют. Они жаждут похвалы и растут от нее. Без нее они "вянут" и "сохнут". "Поливайте" этих детей "от души" поощрением и похвалой.
12. Используйте обратную связь, которая поможет ребенку лучше понять самого себя.
Дети с СДВ часто не понимают, что с ними происходит или как они себя ведут. Постарайтесь дать им эту информацию конструктивным путем. Спросите его, например: "Ты знаешь, что ты только что сделал?" или "Как ты думаешь, как бы ты мог сказать это по-другому?" или "Как ты считаешь, почему эта девочка опечалилась, когда ты сказал то, что сказал?" Задавайте вопросы, которые побуждают самосозерцание и самопонимание.
13. Дети с СДВ положительно реагируют на вознаграждения и стимулы.
Система баллов, бонусов может быть частью коррекции поведения или системы вознаграждений детей.
14. Хвалите, гладьте, одобряйте, поощряйте, лелейте.
15. Повторяйте, повторяйте, повторяйте.
При этом не раздражайтесь. Гнев не улучшит их память.
16. Всегда будьте бдительны в ожидании моментов "озарения".
Эти дети более одаренные и талантливые, чем они зачастую кажутся. Они полны творчества, игры, непосредственности и воодушевленности. Обычно они обладают чем-то особенным, что по-особому влияет на окружение, в котором они находятся.
17. Помните, вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными.
Для гиперактивных детей наиболее действенными будут средства убеждения “через тело” : лишение удовольствия, лакомства, привилегий; запрет на приятную деятельность (просмотр телевизора, компьютера); прием “выключенного времени” (досрочное отправление в постель) и т. д.
18. Занятия с дошкольниками не обязательно проводить за рабочим столом.
Подходящим может быть любое место в квартире: ковер в зале, диван, кухонный стол, ванная комната. Ребенок может ходить, ползать и даже бегать. В последнем случае маме придется бегать вместе с ним. Маленький гиперподвижный ребенок лучше усваивает информацию на ходу. Фиксация позы отнимает у него очень много сил, на занятия их уже не остается.
19. В повседневном общении с гиперактивными детьми избегайте резких запретов, начинающихся словами “нет” и “нельзя”.
Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессии. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете, а во-вторых, желательно не говорить ребенку “нет”, а дать ему возможность выбора. Например, если ребенок “носится как вихрь” по квартире, можно предложить ему на выбор 2 или 3 других занятия: побегать во дворе или послушать чтение взрослого. Если ребенок громко кричит, можно вместе с ним спеть по его выбору несколько любимых песен. Если ребенок швыряется подушками и вещами, можно предложить ему игры с водой.
20. Не забывайте, что Вы –родители, тоже люди.
Не отказывайтесь от помощи бабушек и других членов семьи. Ведь спокойная, довольная мама- это спокойный и довольный ребенок.