Анастасия
Час общения «Поговорим о культуре поведения». 3 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вооружить учащихся умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.
На доске:
Надо, очень надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы хоть чуточку добрей.
Эпиграфом к теме нашего разговора я выбрала древнерусский афоризм «Ничто так не ободряет человека, как доброе слово».
Публикация «Час общения „Поговорим о культуре поведения“, 3 класс» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Но прежде чем начать классный час, я хотела бы спросить у вас: как вы понимаете значение фразы «Доброе слово, что ясный день», что значит для вас «доброе слово»?
Примерный ответ:
(вежливое, слово поддержки, комплимент, доброжелательное, уважительное, приветливое, иногда и молчание (промолчать, любезное).
Человек – существо общественное. Все люди на свете испытывают потребность в общении.
О современной культуре общения можно говорить лишь в том случае, если в речевой «репертуар» включены манеры общения, подчеркивающие интеллигентность и воспитанность. К ним можно отнести: доброжелательность, отзывчивость, тактичность, вежливость и тд.
Как замечательно, что люди научились пользоваться речью. Благодаря ей мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно ранит нас. Сейчас даже трудно представить себя в то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью. Как же они общались? (Выслушиваются версии детей.)
- Да, они использовали те приёмы общения, которыми и сейчас пользуются животные. Как собака показывает своё расположение к ласке, играм? (Виляет хвостом, подпрыгивает, трётся о ноги.) собака без слов показывает своё настроение, используя только различные позы своего тела.
Человек тоже меняет позу тела в зависимости от самочувствия и настроения.
- Скажите, какую позу примет больной человек? (Ляжет, так как такая поза не требует физических усилий.) Такую же позу принимает человек, который очень устал.
- А теперь посмотрим, наблюдательны ли вы!
Дети получают три карточки с текстами-описаниями. Один из учащихся вслух читает написанное, а остальные пытаются отгадать, где тот человек, описание которого они прослушали. В это время четверо заранее подготовленных ученика демонстрируют позы: один ученик изображает человека, погружённого в свои мысли. Второй показывает, что ему очень холодно, третий ученик демонстрирует позу агрессивно настроенного человека. Последний ученик представляет человека, с радостью встречающего гостя.
Беседа продолжается.
- Скажите, что используют для общения люди, лишённые слуха?
- Использование различных, определённых положений рук, головы для передачи мыслей – это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком. То, что я произнесу словами, вы попробуйте изобразить жестами:
- Тишина. Тс-с-с! (Указательный палец поднести к губам.)
- Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью.)
- Нет, нет! (Вертеть головой или рукой из стороны в сторону.)
- Выслушайте меня! (Рука поднята вверх.)
- Восхищение чем-либо. (Звучат аплодисменты.)
Эти жесты стали международными, понятны людям многих народов.
Бывают в жизни моменты, когда без жестов не обойтись. Например, две футбольные команды из разных стран не поймут друг друга и судью, так как они говорят на разных языках. Или представьте себе такую ситуацию: под водой работают водолазы. Как им понять друг друга? Для таких случаев люди придумали язык профессиональных жестов.
Есть жесты, которые не положены в обществе воспитанных людей. Во время разговора не принято во все стороны махать руками, хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы или теребить одежду.
В разговоре участвуют как минимум двое – говорящий и слушающий.
Для каждого у нас существует правила, помогающее поддерживать интерес к беседе.
Вот несколько правил как вести беседу.
1. С собеседником нужно вести себя вежливо, доброжелательно и внимательно.
2. Не говорите постоянно о себе – это не прилично.
3. Выбирай общая тему для разговора, для интересной беседы.
4. Учитесь слушать и слышать своего собеседника.
Каждый вежливый человек, независимо от его возраста, знаком и успешно пользуется вежливыми словами. Давайте вспомним историю, которая произошла с мальчиком Павликом в рассказе В. Осеевой «Волшебное слово». Ответьте мне, какое волшебное слово сказал старичок Павлику? Как надо было произнести волшебное слово? Но ведь старичок сказал Павлику одно волшебное слово, а на самом деле их много.
Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, «что такое хорошо и что такое плохо». Люди понимают: за всё, что для тебя делают хорошего, надо платить добром и душевным теплом. Доброта – признак силы, великодушия. Но в мире добру противостоит зло, и между ними постоянно идёт борьба. Издавна люди передавали свой жизненный опыт, мудрость в виде сказок, которые учат бороться со злом, презирать хитрецов, льстецов. Как вы знаете, в сказках добро всегда побеждает зло, а добрые люди всегда красивы. Вспомните, в каких сказках говорится о победе добра? («Золушка», «Аленький цветочек», «Крошечка-Хаврошечка» и др.) кроме того, своё отношение к добру и злу народ отразил в пословицах и поговорках.
Посмотрим, кто какие пословицы подобрал. Идё т чтение и пояснение пословиц: Доброе словечко в жемчуге. Доброе слово – что дождь в засуху. Доброе слово дороже богатства. На добрый привет – добрый ответ.
А сейчас вспомним мультфильм про крошку Енота. Мать посылает малыша собрать осоку, но он никак не может это сделать, потому что ему кажется, что кто-то сидит в пруду и корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка Енот не понимает, что видит в воде собственное отражение. Так и мы подчас, глядя на усталые, угрюмые лица, не осознаём, что видим… себя. Постарайтесь расслабить мышцы вашего лица, не делайте их «каменными». Вид улыбающегося человека создаёт хорошее настроение у окружающих. Недаром в конце Крошка поё т:
От улыбки станет день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся…
В заключении беседы дети исполняют эту песню полностью.