Ольга Михайлова
Уголок экспериментирования. Центр воды и песка
▼ Скачать + Заказать документы
Уголки экспериментирования - элемент практически каждой предметно-развивающей среды (ПРС) группы. Чаще всего в них организованы так называемые "центры воды и песка". Часть педагогов видят в них пространство для самостоятельной деятельности детей, другие - видят в них потенциал для развития и обучения детей. Но и то и другое работает на получение детьми необходимого опыта конструктивного взаимодействия с окружающим миром и взаимодействия со сверстниками.
Для организации центра воды и песка потребуется:
1. Одна большая (площадью от 300см/2) или несколько небольших ёмкостей (ванночек, тазиков, контейнеров).
Публикация «Уголок экспериментирования, Центр воды и песка» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
2. Очищенный песок (можно его прокалить в духовом шкафу или на сковороде)
3. Вода с температурой не ниже комнатной.
4. Коллекция бросового материала (мелкие игрушки, природный материал, различные средства, позволяющие изменить цвет и консистенцию песка)
Центр должен располагаться в рабочей зоне группы в непосредственной близости к умывальной комнате. Все ёмкости должны быть достаточно мобильны (и для воды, и для песка, и для материалов).
Существует несколько правил работ в таких центрах.
1. Предусмотреть наличие инвентаря для уборки (тряпки щётки, совок, щётки, на пол можно положить газеты или клеёнку. Детям надеть специальные нарукавники и фартуки. Деятельность детей не следует ограничивать постоянными оговорками "осторожно, не рассыпь, не пролей, не испачкайся". Ведь такая деятельность всегда связана с активными эмоциональными реакциями и действиями, вдохновленные игрой дети могут не заметить, что они громко кричат или машут руками.
2. Ежедневное свободное использование и доступность самостоятельного использования таких центров предотвращает возникновения ажиотажа вокруг них. В результате дети "наигрываются" и стойкий интерес остаётся лишь у тех детей, которые нуждаются в тактильных ощущениях, у детей испытывающих эмоциональное напряжение. Можно также организовать "график очерёдности игры".Это помогает воспитывать многие социальные навыки ребёнка (умение общаться, партнёрство, выдержку).
3. Регулярно обогащать наполнение центра. В ёмкости "подсыпать" (или даже заменять) другие вещества: бобы, сено. Это на время может поддержать инициативу и интерес. Помогать воплощать задуманные идеи, пополняя необходимым материалом постройки. Например, увидев лодочку плавающую в море, можно предложить в качестве острова или айсберга кусок пенопласта.
4. Фиксировать результаты и удачные постройки в записях или фотографиях. Это поможет воспитать положительное отношение и уважение к труду сверстников, ведь постройка - это результат деятельности ребёнка.
Главная задача воспитателя понимать, что совместная деятельность взрослого и детей не должна носить ФОРМАЛЬНЫЙ характер (я в группе, я вижу и контролирую детей, а сущностный. Воспитатель ВМЕСТЕ ДЕЙСТВУЕТ С ДЕТЬМИ. В этом и состоит одна из отличительных особенностей организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ.