Елизарова Наталья Викторовна
Рекомендации родителям «Приемы активизации словаря детей раннего возраста (2–3 года)»
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как основа воспитания и обучения детей.
Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования.
Именно поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с раннего возраста.
Самый активный период пополнения словарного запаса ребенок переживает с 2 до 3 лет.
Публикация «Рекомендации родителям „Приемы активизации словаря детей раннего возраста (2–3 года)“» размещена в разделах
Качественно у ребенка меняются отношения между пониманием и активной речью.
Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то, то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.
По подсчетам педиатров, в 2-3 года ребенок знает 50-300 слов.
В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).
Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:
Первый: ребенок понимает слово, но не использует его в речи;
Второй: ребенок узнает и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях ("ножницы нужны, чтобы стричь ноготки");
Третий: ребенок понимает и правильно использует слово-название в любых доступных его пониманию связях и отношениях.
ЧДОУ РО «НЕРПЦ (МП)» «Православный детский сад во имя преподобного Серафима Саровского города Нижнего Новгорода»
«Приемы активизации словаря детей раннего возраста
(2-3 года)».
Рекомендации родителям
Елизарова Наталья Викторовна, воспитатель
г. Нижний Новгород
Приемы активизации словаря детей 2-3 лет :
• Вопросы.
О предметах детям задаются вопросы как в простой форме: "Кто?", "Что?", так и в более сложной: "Во что одет?", "Что везет?", "Кому и что шьет?", "Чем чистит?" и т. п.
Детям следует задавать вопросы не только о действиях, совершающихся в данный момент (Что ты делаешь? Что делает персонаж, изображенный на картинке, но и о действиях, совершенных ранее или которые будут совершены.
Это помогает детям усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.
Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься над вопросами причинно-следственного характера: "Почему?", "Зачем?", "Когда?", "Как?". Необходимость ответить на эти вопросы активизирует в речи детей большое число синтаксических конструкций, среди которых встречаются простые распространенные предложения, а у некоторых детей старше двух с половиной лет – и сложные.
И хотя вопросы причинно-следственного характера трудны для детей этого возраста, тем не менее, взрослым следует использовать их чаще, помня о том, что реальные отношения между предметами ребенок начинает понимать раньше, чем научится отражать их в речи.
• Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Например, ребенок объясняет, кто как подает голос (квакает, крякает "мяукает, что можно делать ножницами, сачком, кисточкой; угадывает, что изменилось. ("Катя спряталась за домик"; "Выросло много грибов"; "Убежал далеко" и т. д.) При проведении подобных упражнений используются разнообразные картинки, предметы, игрушки.
• Договаривание детьми слов.
Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек. Употребляется он и при совместном с ребенком составлении рассказов на бытовые и другие темы.
Например, взрослый начинает рассказывать. Не договорив какую-то фразу, он задает ребенку вопрос. Наиболее удачный ответ ребенка ложится в основу следующей фразы. ("Захотелось Мурке есть. Пошла Мурка к Катеньке. Катенька дала Мурке… что дала? (Молока.) Молоко Катя налила… куда? во что? (В блюдечко.) И так далее.)
• Сочетание показа и объяснений с игрой ребенка.
Сначала взрослый показывает инсценировку, используя игрушки. Затем предлагает ребенку поиграть. Играя, ребенок употребляет слова и фразы, которые слышал от взрослого.
• Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания.
Этот прием используется в разнообразных инсценировках. ("Кисонька, не уходи от нас. Мы тебя любим. Будем молочком поить, сосиску дадим".) Поручения должны широко использоваться в течение дня. ("Саша, попроси бабушку: "Бабушка, достань, пожалуйста, книгу. Сам я не могу – высоко стоит"; Женя, скажи Кате: "Катенька, я принес тебе интересную книжку"; Ира, предложи Оле: "Оля, давай играть вместе"". И так далее.)
Литература:
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста 2-3 года. ФГОС. М. : Мозаика-Синтез, 2019