Боргоякова Веталина Вадимовна
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми ОВЗ
▼ Скачать
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми ОВЗ
Работа обучающихся с нетрадиционными техниками рисования, особенно детей со сложной структурой дефекта в развитии, является важной и актуальной.
Процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Для ребенка с ОВЗ, учитывая особенности его развития: отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированную зрительную аналитико-синтетическая деятельность, сниженную активность мышления, бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности, повышенную отвлекаемость, расторможенность, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточную координированность и четкость непроизвольных движений, быстрое наступления утомления, сниженный интерес и вообще отсутствие к процессу и результату деятельности, слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности - необходимо создавать специальные условия обучения, поддерживающие процесс познания.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Учитывая основную цель коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ - это создание условий для успешной социальной интеграции обучающихся, минимизация социальной инвалидности, преодоление бытовой зависимости от ближайшего окружения, улучшение качества их жизни, формирование элементарных практических навыков, необходимо отметить, что изобразительная деятельность как раз и является одним из наиболее доступных видов деятельности для обучающихся сложного дефекта. Занятия по рисованию непосредственно связаны с жизнью детей и строятся на основе их потенциальных возможностей и способностей.
Обучение детей с ОВЗ с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, является одним из важных и перспективных направлений коррекционно-педагогической работы.
В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что способствует развитию тактильной чувствительности, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук (их мускулатуры и координации движений) – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, что помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.
В процессе работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей, расширяется кругозор и словарный запас, появляется познавательный интерес и желание действовать с нетрадиционным материалом, усидчивость и аккуратность.
Существует много техник нетрадиционного рисования, привлекающих своей простотой и доступностью. Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами– не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются гораздо лучше, чем инструменты художника. Необычность техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь результата и каждая из них - это маленькая игра. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Кроме того, такие занятия не утомляют обучающихся с ОВЗ, стимулируют положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывают радостное настроение у детей, способствуя ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.
Нетрадиционная техника «Волшебные ладошки».
Ребенок опускает ладошку в краску или окрашивает ее широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо получаются в этой технике разные птицы, рыбки, осьминожки, бабочки, цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение (цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу).
Техника «Рисунок пальчиками»
Ребенок опускает в краску пальчик и наносит пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки моют с мылом.
В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу, божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое.
Техника «Оттиск печатками»
Печатки можно сделать самим из картофеля, моркови, пенопласта, ластика, пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно использовать любые предметы окружающего пространства- кубики, крышки от различных флакончиков, детали мозаики, игрушки.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской или просто опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для каждого цвета используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.
Техника «Рисование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)»
Ребенок наносит клей на силуэт, карандашную линию, затем щедро посыпает сыпучим материалом. Лишний материал ссыпается на поднос.
Соль, манку можно подкрасить. Иногда манку добавляют в гуашь и рисуют этой смесью, для получения более объемного изображения.
Техника «Рисование ватными палочками»
Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам, позволяет быстро получить много одинаковых кружочков, украсить одежду, посуду, получить необычное фактурное изображение.
Техника «Монотипия (предметная и пейзажная)»
Ребенок складывает лист бумаги пополам, разворачивает ее, на одной стороне рисует половину предмета или пейзаж. Затем, пока краска не высохла, снова складывает для получения отпечатка. Эта техника предусматривает довольно быстрый темп работы, поэтому лучше выбирать для изображения простые, хорошо усвоенные детьми предметы
Техника «Рисование пластилином»
Взрослый рисует контур предмета. Ребенок отщипывает кусочки пластилина и наносит их на рисунок.
Нетрадиционных техник существует очень много и интересных — это и «Рисование цветным клейстером», и «Тычок жесткой кистью», и «Рисование поролоном», и «Отпечатки листьев», и «Рисование мятой бумагой», и «Набрызг», и «Воздушные фломастеры (блопены)», и «Кляксография», и «Рисование свечой или восковыми мелками», и «Рисование веревочкой» и т. д. В общем — это благодатная почва для работы с детьми, имеющими сложный дефект в развитии.
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.