Галина Лысак
Консультация для родителей «Что такое адаптация к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ?»
Эти советы помогут вашим детям
быстрее привыкнуть к школе!
О том, что начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль – УЧЕНИК – со всеми плюсами и минусами. Но почему-то забывается, что школа – это и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое адаптация к школе“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Начало обучения очень напряженный период еще и потому, что требует от ребенка максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 мин) и обилие новых впечатлений. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго. Словом, большие нагрузки (психологические,интеллектуальные, функциональные и физические, за которые организм ребенка платит порой самой дорогой «ценой» – здоровьем. Мы, взрослые, не всегда видим и понимаем это.
«РЕЖИМ ДНЯ»
(для родителей будущих первоклассников)
Режим дня основан на законах высшей нервной деятельности с учетом анатомо-физиологических особенностей ребенка. Нормальный режим – база для нормального развития ребенка. При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребности ребенка в движении (динамический компонент, к достаточной умственной нагрузке и обеспечению условий для преобладания положительных эмоций.
Гигиенические принципы, которые необходимо учитывать при составлении режима дня:
• привыкание к режиму должно осуществляться постепенно – недопустимы частые изменения, режим необходимо строго выполнять;
• деятельность ребенка должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры головного мозга;
• отдых должен обеспечивать полное восстановление организма.
Процесс привыкания ребенка к школе довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Процесс приспособления ребенка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам и называется адаптацией.
Физиологическая адаптация
Процесс физиологической адаптации можно разделить на несколько этапов или фаз адаптации.
Первая фаза – ориентировочная, когда весь организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (2-3 недели).
Вторая фаза – неустойчивого приспособления, когда организм ищет оптимальные варианты реакций на новые воздействия. На первом этапе организм тратит все, что есть, «платит» очень высокую физиологическую «цену». На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.
Третья фаза – относительного устойчивого приспособления, когда организм нормально реагирует на нагрузку и испытывает наименьшее напряжение.
Продолжительность всех трех фаз
Шесть компонентов режима: сон, прогулки на свежем воздухе, учебная деятельность, игровая деятельность по выбору и отдых, прием пищи и личная гигиена.
Длительность компонентов режима зависит от возраста детей. Важно, чтобы компоненты режима распределялись в течение суток, чередовались с учетом суточных биологических ритмов.
Работоспособность ночью меньше, чем днем. В течение дня выделяют пики работоспособности, когда она наиболее высока -
1-й пик работоспособности с 9.00 до 11.00-12.00;
2-й пик работоспособности с 16.00 до 18.00.
Длительность компонентов режима зависит от возраста и для ребенка 6 лет составляет:
• ночной сон - 10 ч;
• дневной сон – 1 ч 45 мин;
• отдых на воздухе – 4 ч;
• учебные занятия – 3 ч;
• отдых по выбору – 1 ч 30 мин;
• личная гигиена – 2 ч 15 мин.
Помните, что организм ребенка испытывает серьезные трудности и выполняет очень трудную для него «работу». Помогите ему, будьте терпимы! Ваша любовь и понимание – это помощь вашему ребенку в этот сложный для него период жизни.