Марина Пермякова
Будущий первоклассник. Подготовка ребенка с ЗПР к школе в условиях логопункта
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок до обучения в школе должен достичь не только определенного уровня физиологического и социального, но и умственного, а также эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Не менее важны развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательная координация, правильное звукопроизношение и развитый соответственно возрасту фонематический слух. Это необходимые условия для успешного речевого общения и овладения навыками чтения и письма.
Публикация «Будущий первоклассник, Подготовка ребенка с ЗПР к школе в условиях логопункта» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Речь ребенка развивается постепенно. К 3-4 годам закладываются основы детской речи.
На пятом году жизни речь ребенка активно формируется. Он усваивает способы образования слов: начинает образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; образовывает глаголы с помощью приставок. Словарь расширяется, в нем появляются существительные, обозначающие части предметов, качественные прилагательные. Ребенок пользуется не только простыми распространенными, но и сложноподчиненными предложениями.
На шестом году жизни продолжается совершенствование всех компонентов речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, усваиваются отношения антонимы-синонимы, развиваются функции словоизменения. Совершенствуется звуковая сторона речи.
У старших дошкольников 6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо - произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З, С-Ш, СЬ-Щ, З-Ж, Т-Ц, С-Ц, ТЬ-Ч, Щ-Ч, Р-Л.
Ребенок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар - дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось», «замок-мазок») меняют смысл или разрушают слово.
Умение выделять из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определенные смыслоразличительные признаки фонем - плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и речедвигательного анализаторов: слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.
Однако в период обучения чтению, счету и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.
Подобные недостатки чаще встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.
Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют.
«Представление, что при любом двигательном тренинге…укрепляются не руки, а мозг, вначале, казались, парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн).
Задачи логопеда на коррекционных занятиях с детьми седьмого года жизни.
Логопед определяет задачи, которые необходимо решить на коррекционных занятиях, исходя из трудностей развития устной и предпосылок овладения письменной речью у большинства детей старшего дошкольного возраста. Это означает, что в процессе обучения грамоте он должен осуществить коррекцию речи в полном объеме.
Развитие зрительно-пространственных восприятия и представлений.
1. Дифференциация правой и левой частей тела.
2. Ориентировка в окружающем пространстве.
3. Уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Развитие пальчиковой моторики.
1. Развитие подвижности каждого пальца каждой руки, отдельно и в разных сочетаниях.
2. Развитие согласованных движений правой и левой руки.
Развитие речевой моторики, постановка и автоматизация звуков.
Проводится индивидуально у каждого ребенка.
Развитие фонематического слуха.
-Уточнение слухового и произносительного образа каждого смешиваемого звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное и кинестетическое восприятие.
-Выделение звуков на фоне слога.
-Формирование умения определять звуки в слове.
-Определение места звука в слове.
-Выделение звуков из предложения.
-Развитие фонематических представлений (умение придумывать слова, начинающиеся на заданный звук).
-Развитие фонематического синтеза (умение составлять слово из названных по порядку отдельных звуков).
-Знакомство со звукобуквенным составом слов.
Представление о сложных формах фонематического анализа:
-порядковый (умение называть звуки по порядку);
-количественный (определение количества звуков).
Развитие языкового анализа и синтеза.
Анализ текста (выделение предложений).
Анализ слогов и синтез слов.
Звукобуквенный анализ и синтез.
Развитие лексико-грамматического строя речи.
Знакомство с родственными словами.
Знакомство с существительными (словами-предметами, глаголами (словами-действиями) и прилагательными (словами-признаками).
Словообразование имен существительных с помощью суффиксов:
-ласкательно-уменьшительных;
-образование слов, обозначающих профессии.
Словообразование глаголов с помощью приставки.
Словоизменение прилагательных - составление словосочетаний с существительными по типу согласования.
Составление простых распространенных предложений.
К началу школьного обучения дети должны:
Правильно произносить все звуки родного языка, не путать их в речи и правильно обозначать буквами при письме.
Уметь охарактеризовать звук: гласный-согласный; гласный – ударный -безударный; согласный – твердый - мягкий, звонкий - глухой.
Определять количество предложений в тексте, слов в предложении.
Ориентироваться в расположении частей собственного тела и окружающем пространстве. Выражать словами пространственные отношения, пользуясь конструкциями с простыми предлогами.
Грамматически правильно оформлять речь: в нее должны входить все основные части речи.
Литература:
О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина Логопедические занятия с детьми 6-7 лет. Методические рекомендации. Изд-во КАРО Санкт-Петербург, 2004г.