Лариса Панфиленко
Брейн-ринг «Знатоки родного языка» — ознакомление с миром родного языка, формирование задач педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность педагогов
Брей ринг «Знатоки родного языка»
Конкурс «Лучший конспект занятий для ДОУ»
Номинация «Лучшая методическая работа»
Цель: Ознакомление с миром родного языка, формирование задач педагогической деятельности по развитию речи, умении организовать некоторые формы работы.
Публикация «Брейн-ринг „Знатоки родного языка“ — ознакомление с миром родного языка, формирование задач педагогической деятельности» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- День родного языка. 21 февраля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Задачи : Уточнить знания педагогов родного языка, правил грамматики, упражнять их в применении этих знаний. Повышение профессионального мастерства педагогов. Способствовать развитию таких речедвигательных навыков, как темп и внятность речи, скорость воспроизводимых слов и мышление, а также развитию рече - слуховой и наглядно – слуховой памяти. Вызвать желание вступать в творческий контакт друг с другом, делясь своими знаниями, с целью налаживания коммуникативных отношений. Активизировать умственную деятельность педагогов в процессе выполнения различных заданий. Создать положительный эмоциональный климат в коллективе.
Предварительная работа:
- Выставка детской литературы по развитию речи, знакомство с буклетами, играми по развитию речи.
- Консультации для педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста.
- Работа в педагогической библиотечке, подготовка методического материала к брей рингу
1. Организационная момент. Наряду с развитием логического мышления немаловажным является развитие речи детей дошкольного возраста.
Основная задача речевого развития детей - это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей.
В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам, словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств, синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Таким образом, при формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания. Необходимо научить ребёнка сознательно пользоваться языковыми грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и при построении высказывания любого типа (описания, повествования, рассуждения, а также понимать уместность применения предложений разных типов в разных контекстах.
Ознакомление со всеми формами, тонкостями родного языка и постижение их наиболее интенсивны в дошкольный период.
При ознакомлении с миром родного языка можно использовать игры- задания, развлечения, инсценировки, викторины, логические упражнения и интеллектуальные игры. Игры- задания по ознакомлению с миром родного языка содержат в себе задания, составленные с учётом особенностей наиболее употребляемых слов и словесных выражений и с учётом возрастных критериев дошкольников 3- 7 лет и в соответствии с важнейшим правилом педагогики : «от простого к сложному».
Игры- задания содержат простые упражнения- тренинги, не требующие от детей значительных усилий по их выполнению. Они направлены на концентрацию внимания во время поиска ответов, которые «лежат на поверхности» детского мышления, уже встречались раньше. Можно выделить игры:
«Назови лишнее слово», «Слова- соседи», «Антонимы», «Продолжи предложение», «Широко- узко», «Узнай новое слово», «Заверши поговорку» и т. д.
«Развлечения и викторины» содержат немало занимательных словесных заданий, которые способствуют устойчивости внимания, развитию слуховой памяти, быстрому различению похожих по звучанию слов и букв, закреплению чётких речедвигательных операций. Задания сложнее, но предлагаются детям в развлекательной форме. Примером таких развлечений могут служить игры: «Испорченный телефон», «Частушки- небылицы», «Перевёртыши», «Стихи- загадки», «Логические рифмовки», «Вспомним героев сказок и мультиков», «Загадки с подсказками», «Угадай, кто мой друг», «Допиши стихи» и т. д.
Логические упражнения и интеллектуальные игры требуют от детей определённых знаний и умений. В них включены задания на перестановки букв словах, отгадывание слова по определённым частям. Кроме того, целый ряд заданий непосредственно посвящён понятиям о роде и числе имён существительных, свойствам слов- омонимов. Логические задания помогут развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, умение рассуждать и доказывать. Систематическая речевая деятельность поможет ввести ребёнка в увлекательный мир русского языка, где он сможет сделать удивительные «открытия», что станет основой его дальнейшего интереса к школьной учёбе. Кроме того, занимаясь с ребёнком играми, взрослый вступает с ним в определённый творческий и эмоциональный контакт, что очень важно для налаживания коммуникативных отношений. Подобные игровые тренинги, проводимые с детьми, позволят развить навыки и умения детей. Сегодня я предлагаем вам вступить в такой творческий и эмоциональный контакт, в процессе, которого вы сможете показать свои знания, а также продолжать развивать их, в ходе совместного выполнения увлекательных практических заданий. Именно этому, и будет посвящена наша игра. Желаю удачи!
2. Основная часть. Брей ринг
«Подбор рифм»
Ведущий: Давайте поиграем со словами – рифмами. Помогите одному поэту подобрать рифмы к стихотворению «Пирог».
Я хотел устроить бал –
И гостей к себе (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что – то гости (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошки,
То даже крошки (не нашли). Д. Хармс)
Молодцы! Вы сегодня были поэтами! За отгаданное слово даётся фишка.
«Отгадай шараду»
Ведущий: Вы знаете, что такое шарада? Шарада – загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Шарада всегда отгадывается по частям: 1. сначала отгадываются «маленькие» слова, а потом уже целое «большое» :
Например: пар + ус = парус. Или сначала одно слово, а потом другое.
1. Шарада 2. Шарада
- Здесь три загадки! - А здесь спряталась другая птица.
Начало – голос птицы, Хоть мала я, но взгляни:
Конец – на дне пруда, Весь мир в себе я отражаю.
А целое – в музее. Но К на Ц. перемени -
Найдёте без труда Я по болоту зашагаю.
(1. Кар. 2. Тина. 3. Картина) (Капля – Цапля)
Превращения слов.
«Воробьишкина» история
Ведущий: - Послушайте начало истории.
Воробьишко поскакал, где – то крошку отыскал.
Напишите слово: крошка. Вдруг испугался воробей: выпала из слова буква, и появился грозный зверь. Кто это? (Кошка.) Пожалейте воробья, измените в «страшном» слове первую букву, чтобы снова весело зачирикал воробей. (Мошка.)
«Исправьте ошибки»
- Сказок очень много! Какие же выбрать?
Ведущий: Послушайте названия сказок, исправьте ошибки, пока сказки на нас не обиделись.
1. «Сивка – Мурка» (К. Ушинский)
2. «Федорино море» (К. Чуковский)
3. «Крот в сапогах» (Ш. Перро)
4. «Гадкий утёнок» (Г. Х. Андерсен)
5. «Кусалочка» (Г. Х. Андерсен)
6. «Нежная королева» (Г. Х. Андерсен)
7. «Маленький Мак» (В. Гауф)
8. «Серая Лейка» (Д. Н. Мамин – Сибиряк)
Молодцы! Успешно справились!
«Реши кроссворд»
Ведущий: Найдите маму в цветах, названия которых написаны на доске:
РОМАШКА ЛАНДЫШ МАК
Заполните полосочки названиями цветов
Р О М А Ш К А
Л А Н Д Ы Ш
М А К
(7 клеток)
(6 клеток)
(3 клетки)
М
А
М А
«Разгадай ребусы»
Ведущий: Вы знаете, что такое ребус? Ребус – это загадка с картинками и буквами. Сегодня я предлагаю вам самые простые, не очень хитрые ребусы: надо по первым буквам названий предметов найти «спрятавшиеся» слова.
1. Лук, утюг, ножницы, арбуз – ЛУНА
2. Утка, заяц, ослик, рыба – УЗОР.
3. Виноград, избушка, шляпа, Незнайка, ящерица – ВИШНЯ.
4. Буратино, улитка, рыба, якорь – БУРЯ.
Т О Н З
4 2 3 1
1 2 3 4
З О Н Т
Что спрячет нас от туч? Расставьте сначала цифры, потом буквы в правильном порядке.
«Перепутанные буквы»
Ведущий: В каждом слове подчёркнута буква – хулиганка, вместо неё должна стоять другая!
не ЖУК – а овощ – ЛУК
не РАК – а цветок – МАК
не КОРА – а высокая – ГОРА
не ОРЁЛ – а домашнее животное – ОСЁЛ
Прочитайте получившиеся пары, есть рифмующиеся слова? Какие?
«Игры с именами»
Ведущий: Поиграем с именами героев сказки «Золотой ключик».
1. Если в имени деревянного мальчика убрать вторую букву и три буквы с конца, получится новое слово.
БУРАТИНО (Брат)
2. В имени девочки с голубыми волосами есть вкусная ягода, только надо убрать две буквы: МАЛЬВИНА (Малина)
3. В имени черепахи ТОРТИЛЫ тоже есть что – то вкусненькое. (Торт)
«Решение чайнворда»
Ведущий: Вы знаете, что такое чайнворд? Чайнворд это – это цепочка слов. Здесь конец слова является началом другого слова.
М А Р С А Т У Р Н Е П Т У Н
Назовите имена планет.
«Весенние загадки»
Ведущий: В загадках спрятаны названия весенних месяцев. Запишите только первые буквы слов – отгадок.
1. Заготовка для кареты Золушки. (Тыква)
2. Любитель пятиться. (Рак)
3. Колючий лекарь. (Алоэ)
4. Строитель лесных небоскребов. (Муравей) (ТРАМ – МАРТ)
1. Ь
2. Зимняя шуба реки. (Лёд)
3. Пушная прачка. (Енот)
4. Опасная болезнь железа. (Ржавчина)
5. Летающий шприц. (Пчела)
6. Мяч с витаминами. (Арбуз) (ЬЛЕРПА - АПРЕЛЬ)
«Реши анаграмму»
Ведущий: Что такое анаграмма? Это когда из букв одного слова можно составить другое слово. Решайте: Кто живёт в камыше? Напишите слово КА - МЫШ. Переставьте слоги местами, что получилось?
«Отгадай словечко по признакам»
Ведущий: Как называют слова – признаки предметов? (Имена прилагательные.) Для чего они нужны? (Они рассказывают о предмете какой он по форме, цвету, весу и т. д.)
Угадайте предметы по их признакам.
1. Вязаные, кожаные, рабочие, тёплые. (Рукавицы)
2. Белый, чёрный, свежий, чёрствый, ржаной, пшеничный. (Хлеб)
3. Зелёное, красное, кислое, сладкое, наливное. (Яблоко)
4. Школьный, дверной, телефонный, электрический. (Звонок)
5. Грибной, проливной, моросящий, слепой. (Дождь)
6. Колючая, красивая, душистая, красная, белая. (Роза)
3. Заключительная часть. Подведение итогов. Рекомендации педагога.
А теперь подведём итог нашей игры.
Вы прекрасно справились с заданиями по развитию логического мышления и речи. Показали своё педагогическое мастерство. Большое спасибо за творческий процесс! Я подготовили для вас игровые буклеты, которые помогут вам в работе с детьми.
Эти игры вы можете использовать как в непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время. Рекомендуем чаще использовать разные игры, так как они влияют на развитие умственных способностей детей. Желаю вам удачи!
Список используемой литературы:
М. А. Давыдова «Мир родного языка», Москва 2008 г.
В. И. Селивёрстов «Речевые игры с детьми», Москва «Владос» 1994 г.
О. Г. Жукова. - М. : АРКТИ, 2008 г. Грамота. Литература и речь. Работа со школой:
Сборник практических материалов для ДОУ к пр. «Развитие».
Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. :ТЦ Сфера 2006 г
Р. М. Хамидулина «Обучение грамоте» - Издательство: «Экзамен» Москва 2009 г.
О. Н. Земцова «Умные книжки» Серия книг для занятий в детском саду и дома. 2006 г.