Наталья Прудиус
Конспект занятия «Богатыри Земли Русской»
Цели:
- расширять кругозор детей, формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
- формировать знания об одежде русских воинов, о том, как она изменилась в течение веков;
- развивать интерес к творчеству художника В. М. Васнецова;
- развивать у детей эмоционально – эстетические чувства при восприятии иллюстраций.
- продолжать учить детей правильно понимать содержание картины, выделять средства художественной выразительности;
Публикация «Конспект занятия „Богатыри Земли Русской“» размещена в разделах
- учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре;
- продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего;
- познакомить детей с профессиями: космонавт, милиционер, шахтёр, строитель, моряк; - развитие патриотических и гражданских чувств;
- воспитывать чувство гордости и уважения к верным сынам отечества.
Оборудование: экран, проектор, 6 коробочек для головных уборов; головные уборы (или картинки с головными уборами) следующих профессий – космонавта, милиционера, шахтёра, строителя, моряка; альбомный лист, клей, кисточка, конверты с деталями костюмов людей данных профессий; аудиозапись части первой «Богатырской симфонии» А. Бородина.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Мы сегодня с вами собрались, чтобы многое узнать и о многом рассказать. Чтобы было интересно не только вам, но и нашим гостям. Скажем им здравствуйте.
Дети садятся на стулья.
Водная беседа
Воспитатель: Традиция защиты Отечества существует с давних пор. Давайте вспомним, кто в давние времена защищал нашу Родину? В давние-давние времена наша страна называлась Русь. Когда на Русь нападали враги, на её защиту вставали самые смелые, самые отважные, самые храбрые, решительные, мужественные защитники. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
СЛАЙД: картина “Три богатыря”.
Воспитатель: Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов. Кого мы здесь видим?
Дети: Мы видим трёх богатырей.
Воспитатель: Богатыри - слово древнее. Что оно означает?
Дети: Богатырь - сильный, смелый, удачливый воин, счастливый в бою.
Воспитатель: Правильно. Так выглядели защитники земли русской. Каким должен быть богатырь, как вы думаете?
Дети: Богатырь должен быть сильным, отважным, бесстрашным, решительным, героическим, храбрым, мужественным, доблестным, справедливым, мудрым, стойким, суровым и беспощадным к врагам, умным, смекалистым и т. д.
Воспитатель: Верно, именно таким и должен быть богатырь. Вспомните, пожалуйста, как их зовут?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
Воспитатель: Что делали богатыри?
Дети: Богатыри защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на Илью Муромца. Куда он так внимательно смотрит, как вы думаете?
Дети: Он смотрит, не идёт ли где враг.
Физкультминутка
Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим, (Руку правую подносим козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть
из-под ладошек (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево – вправо (руки на поясе наклоны влево – вправо)
Получается на славу! (Руки вверх)
Воспитатель: Давайте рассмотрим, что на них одето. Я показываю указкой, а вы называете.
Дети: Шлем, кольчуга,
Воспитатель: Что в руках у богатырей?
Дети: У Добрыни Никитича – меч и щит, у Алёши Поповича – лук, у Ильи Муромца – палица.
Воспитатель: Правильно. Почему они так одеты?
Дети: Они готовы к бою, готовы защищать.
Воспитатель: но так выглядели и таким оружием пользовались русские воины-богатыри в глубокой древности. А потом их одежда и оружие изменили свой вид и выглядели они вот так.
СЛАЙД: фигуры русских воинов.
Воспитатель: Однако сила, отвага и мужество передавались из поколения в поколение. Изучая в школе историю, вы узнаете, сколько раз освобождали русские воины родную землю, и не только её, от врагов: от татаро–монгольского ига, французской армии Наполеона, немецко-фашистских захватчиков.
Ребята, а разве в мирное время не бывает богатырей? Ведь не только военные, но и космонавты, моряки, лётчики, пожарные и другие люди мужественных и отважных профессий имеют право называться богатырями. Все ребята любят мечтать, играть в военных, изображать лётчиков, моряков, космонавтов. Кем бы вы хотели стать, когда станете взрослыми? Есть ли среди вас ребята, которые мечтают о таких профессиях?
Ответы детей
ИГРА «Угадай-ка!»
На столе в закрытых коробках лежат головные уборы (или картинки с головными уборами) космонавта, полицейского, шахтёра, моряка, строителя, пожарного. Дети по очереди подходят к коробке, достают головной убор, угадывают - чей он. Все дети учили стихи про эти профессии, чью профессию назвали, тот ребёнок рассказывает стихотворение.
Воспитатель: Как мы с вами видим, в нашей стране живёт немало людей, достойных называться богатырями России.
Вводная беседа к аппликации
Воспитатель: А теперь мы с вами немного размялись и приступим к выполнению задания на внимание. Присаживайтесь за столы. Перед каждым из вас лежит портрет взрослого человека и конверт с деталями одежды. Ваша задача – «одеть» человека, угадать его профессию, а потом рассказать нам о ней.
Самостоятельная работа детей
Организация выставки детских работ
Итог
Воспитатель: вот и подошло к концу наше занятие. А на последок мы с вами проведём викторину. Я бросаю вам мяч, задаю вопрос, а вы отвечаете.
- Кто такие богатыри?
- Какую страну они защищали?
- Как звали трёх известных вам богатырей?
- Какое оружие имели древние русские богатыри?
- Назовите несколько профессий современных людей, достойных называться богатырями?
- Кем бы вы хотели стать, когда вырастете?