Светлана Федорова
Безопасность жизнедеятельности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. Наша задача - защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями, сделать всё, для того чтобы дети комфортно чувствовали себя в той или иной ситуации.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровыми и счастливым. Замечательно, когда дети здоровы. Увы, это бывает не всегда так.
Публикация «Безопасность жизнедеятельности младших школьников» размещена в разделах
Почему именно сегодня мы затронули проблему безопасного поведения детей? Дело в том, что когда дети поступают в школу, они становятся все более и более самостоятельными, порой им приходится самим принимать решения.
Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.
Проблема безопасности детей сегодня является одной из самых серьёзных и актуальных, т. к. опасность подстерегает детей везде: на дороге, в лесу, дома, в интернете, да и в любом месте, где может находиться ребёнок.
- Все мы - педагоги и родители - пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?». Давайте вместе постараемся найти ответ на него. Начнем с того, что ответим на вопрос, что же такое безопасность?
Слайд 3
Безопасность- это положение, при котором не угрожает опасность кому- (чему) - нибудь. (Словарь Ожегова)
Безопасность – это образ жизни, который гарантирует здоровье и счастливое будущее.
Безопасность - обеспечение сохранности от угроз жизни и здоровья человека.
- Но это в нашем понимании, а теперь давайте послушаем, что о «безопасности» говорят наши дети
Слайд 4 (видеозапись)
Особенно важно обучение детей основам безопасного поведения с момента поступления в школу. Основная задача в формировании безопасного поведения у младших школьников – предоставить любому ребенку знания об особенностях основных видов опасных ситуаций и умения организовывать в связи с ними правильное (безопасное) поведение.
Хорошо известно, что у младших школьников доминирует наглядно-образное понимание и зрительный контроль, которые позволяют запомнить события и предметы, их описание и определения. Школа вносит важные перемены в жизнь ребенка. Стремительно меняется весь уклад жизни его существования, его общественный статус в коллективе, в семье.
С поступлением в школу ребенок в первый раз встречается с рядом строгих правил и школьных прямых обязанностей. На начальном этапе его обучения безопасному поведению следует спрашивать у ученика детальное пояснение абсолютно всех совершаемых им действий с целью осознания им их значения. Именно учитель должен обучать детей, как вести себя в разных ситуациях, опасных для его нормального существования, труда и отдыха. Такая работа должна проводиться регулярно, а не от случая к случаю. Лишь подобным способом можно выработать умения и знания, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья.
Слайд 5
В современной педагогической науке появилось новое направление – педагогика безопасности, изучающая закономерности развития жизненного опыта безопасного существования (жизнедеятельности) человека. Данный опыт формируется в детском возрасте в условиях образовательных организаций, в частности, в начальной школе, когда происходит активное освоение мира, расширяется круг общения и взаимодействия, сфер деятельности, географии передвижения ребенка.
Слайд 6
Ученые выделяют этапы формирования навыков безопасного поведения младших школьников :
1 этап – информационный, когда младшие школьники получают знания об опасностях, их преодолении и предотвращении;
2 этап – мотивационный, когда вырабатывается мотивация навыков безопасного поведения;
3 этап – тренировочный, предполагающий упражнения в применении навыков безопасного поведения
Существует ряд дополнительных образовательных программ, направленных на формирование практических навыков безопасности жизнедеятельности. Учителя разрабатывают самостоятельно формы внеурочной деятельности, позволяющие развивать волю, выдержку, смелость, умения преодолевать трудности. Важна просветительская работа с родителями (законными представителями) по формированию единого подхода к формированию навыков безопасного поведения младших школьников, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по разработке безопасных маршрутов для детей из школы домой, проведению оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, ролевых игр, тренировочных занятий по оказанию первой помощи и т. п.
Слайд 7
Итак, младший школьный возраст – это период быстрого усвоения накопленных знаний и опыта. В силу этого важно не только беречь обучающихся от опасности, но и целенаправленно и осознанно готовить их к встрече с вероятными проблемами в сфере личной безопасности, приучать к построению безопасного поведения в быту.
Слайд 8
Таким образом, формирование навыков безопасного поведения младших школьников представляет целостную систему работы и организации жизнедеятельности детей в условиях образовательного учреждения, включающую несколько направлений работы:
- организация просвещения обучающихся по правилам безопасного поведения,
-формирование умений и навыков безопасного поведения в процессе изучения практико-ориентированных курсов,
-организации внеурочной работы,
-создание безопасной образовательной среды,
-организация физкультурно-оздоровительной работы,
-сотрудничество с педагогом-психологом и с родителями,
-использование учителем методов и приемов работы, обеспечивающих деятельностный характер обучения безопасному поведению, -психоэмоциональное благополучие каждого ребенка.
В нашей школе уделяется большое внимание организации работы по воспитанию основ безопасности учащихся в различных сферах деятельности. Это уроки безопасности, классные часы, беседы, различные акции, инструктажи и т. д. Однако работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности со стороны школы недостаточно. Главными помощниками в работе по данному направлению являются родители.
Вывод: Слайд 9
Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.
Слайд 10
В завершение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности!
Если мы не станем сами соблюдать элементарные правила безопасности, то и наши дети не станут этого выполнять, как бы мы ни старались. Мы, взрослые, своим личным положительным примером должны научить детей соблюдать правила и совместно с детьми применять эти правила в жизни!