Юлия Федорченко
Безопасность жизнедеятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье авторы обосновывают значимость формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Доказывается необходимость не просто ознакомления с правилами и нормами безопасного поведения, но и обязательное достижение понимания детьми окружающей опасности.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, дошкольный возраст.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
Публикация «Безопасность жизнедеятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им определенных знаний, умений и отсутствием образовательных программ обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности;
- жизненными потребностями в необходимости накопления ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно-обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;
- важностью целенаправленной работы родителей, всех работников дошкольной образовательной организации и недостаточно сформированным практико-ориентированным уровнем знаний и умений, которое обеспечивает содержание подготовки педагогов.
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка исследователи подразумевают совокупность трех компонентов:
- информационный компонент – знания о безопасности жизнедеятельности человека;
- поведенческий компонент – умение действовать в проблемных ситуациях;
- эмоционально-волевой компонент – правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека.
Исходя из этих позиций, выделяются следующие показатели опыта безопасного поведения, отражающие уровень его сформированности:
- знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках возможной опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
- умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
- понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и оценивание своих возможностей по преодолению опасности.
В организации образовательного процесса по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения используются как традиционные формы беседы, игры-путешествия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, чтение художественных произведений и др., так и инновационные моделирование проблемно-игровых ситуаций, алгоритмические игры, мнемотаблицы, познавательно-исследовательская и проектная деятельность. [1, c. 98].
Процессу моделирования проблемно-игровых ситуаций по формированию основ безопасного поведения у детей предшествуют игровые обучающие ситуации:
- ситуации-иллюстрации (отражают те стороны жизни, в которых ребенку необходимо разобраться и выбрать правильное поведение «Как помочь в беде?», «Как поступить правильно?», «Какое правило безопасности применить в данной ситуации?»);
- ситуации-упражнения (здесь дети тренируется в выполнении игровых действий, регулируют взаимоотношения с партнерами в рамках игрового взаимодействия);
- ситуации-оценки (умение проанализировать опасность, обосновать и оценить принятое решение выхода из ситуации).
Моделирование проблемных ситуаций «дает возможность вовлечь дошкольника в поиск решения, выбрать правильный способ решения проблемы, выбирая для себя наиболее приемлемые варианты «Как лучше поступить?», «Как избежать опасности (ситуация?» и т. п.» [2, с. 16].
Таким образом, процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста – это целенаправленная, контролируемая и систематическая работа.