Диана Вишнева
Безопасность круглый год. Воспитание ребенка в безопасной среде
Безопасность круглый год. Воспитание ребенка в безопасной среде
«Рождение ребёнка - это очень важный шаг в жизни каждого человека.
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю
нашей страны, а значит — и историю мира.»
Макаренко А. С.
Публикация «Безопасность круглый год, Воспитание ребенка в безопасной среде» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Оформление детских садов
- Темочки
Первая школа воспитания растущего человека СЕМЬЯ. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности. В условиях современной жизни естественная любознательность ребёнка в познании мира может стать опасной. Ребёнок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред не только своему здоровью, но и тому кто его окружает. Да и за пределами детского учреждения детей могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём познания и обучения с самого раннего детства основам безопасности.
Методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям.
Физические возможности детей и любознательность могут привести к беде. Дети раннего возраста еще не понимают, что для них безопасно, а что нет. В своих поступках они руководствуются не пониманием того, что нужно, можно и хорошо, а тем, что им хочется, что интересно. Именно поэтому на взрослых возложена большая ответственность, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Реализуя задачи социально-нравственного развития малышей, значительное внимание уделяется формированию в их сознании понятий «хорошо» — «плохо», развиваем умение слушать и слышать взрослого. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаем игровые проблемные ситуации. При этом главными приемами формирования навыков безопасного поведения у малышей является тренировка и обучение правилам целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.
Во время еды
Во время работы с раздаточными материалами на занятиях
Во время игровой деятельности с игрушкой
В туалетной комнате
В умывальной комнате
В деле решения вопроса по формированию основ безопасного поведения не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. Для того чтобы педагогу достичь положительных результатов в образовательном процессе с детьми в данном направлении необходимо привлечь внимание родителей к проблеме.
Поэтому в вопросах воспитания безопасности поведения детей важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей. Практика показывает, что приобретение опыта безопасного поведения и закрепления представлений о здоровом образе жизни у малышей являются значительно более эффективными при условии взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Родители обязаны уделять много внимания этим вопросам, в частности должны и сами придерживаться общепринятых правил безопасного поведения. Если поведение родителей дома противоречит представлениям о правильном поведении, которые формируют у ребенка педагоги дошкольного учреждения, то ожидаемых результатов достичь сложно или даже невозможно. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.
Поэтому во время индивидуальных бесед, на родительских собраниях с родителями мы предоставляем им конкретные рекомендации относительно того, как лучше заниматься безопасностью их детей в современном мире.
Напоминать родителям:
- о необходимости с младенчества приучать своего малыша к поездкам в автомобиле только в специальном автокресле. Тогда он без проблем будет пользоваться ремнями безопасности;
- приобрести детям светоотражающие элементы (стикеры, которые помогут защитить ребенка в тёмное время суток.
- не брать в рот таблетки и другие медикаменты, взрослым убирать в недоступные от детей места;
- остерегаться колющих и режущих предметов, не приносить их в детский сад;
- нельзя играть со спичками и вообще с огнем;
- нельзя трогать и включать в сеть электроприборы (плиту, утюг, телевизор); и т. д.
Для родителей в холлах и раздевалках групп детского сада имеется вся необходимая информация по основам безопасного поведения актуальная на данный момент: консультации, папки-передвижки, буклеты, памятки, картотеки игр дома, по дороге домой.
Таким образом, важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Правила в детском саду помогают ребенку успешно социализироваться. Они приучают его к распорядку дня, подготавливая его к школе, делая его организованнее. Именно в дошкольном возрасте ребенка учат быть добрым, отзывчивым, уважительно относиться к другим людям.
Родители и сотрудники детского сада должны взаимодействовать вместе, чтобы воспитать вежливого малыша.
Для закрепления навыков у детей в своей работе педагоги отдают предпочтение созданию игровых ситуаций, формулировке вопросов к детям, применяется метод беседы, разучивание стихотворений, проведение совместных мероприятий с родителями воспитанников, приглашают специалистов для бесед, консультаций, проведений семинаров и тд. Случаи детского травматизма побуждают к систематической работе с малышами для выработки в их сознании стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях и навыков пользования предметами и вещами. Для того чтобы не лишать детей права на самостоятельные действия, обучают их правилам поведения в среде групповой комнаты, прогулочной площадке, в музыкальном и спортивном залах.
Используя правила безопасного поведения в группе детского сада с детьми в режимных моментах, требуя выполнения их дома и на улице – мы более продуктивно сможем донести до детей, а значит, и обогатить их жизненный опыт по данной проблеме. Кроме того, родители почувствуют себя более компетентными в воспитании ребенка, в формировании у малыша навыков охраны личного здоровья.
В современном обществе знания организации работы по формированию основ безопасного поведения у детей раннего возраста является одной из главных задач для формирования активного и защищенного человека в будущем, способного оценивать окружающую среду для полноценного существования в ее условиях.
Воспитательный процесс — процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.
Берегите детей.
Самое дорогое в нашей жизни – это жизнь наших детей!