Ирина Тищенко
Безопасность детей до 3-х лет дома
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность ребенка до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и тех взрослых, которые находятся рядом с ним. Около 3 лет у ребенка наступает возраст под названием «Я сам!» — и он начинает принимать самостоятельные решения, а значит, и брать частичную ответственность за них. Тормозить этот процесс нельзя, а вот подготовить к нему малыша просто необходимо.
Публикация «Безопасность детей до 3-х лет дома» размещена в разделах
Хорошо, когда ребенок понимает слова «можно» и «нельзя», однако это действует только, когда взрослые рядом и контролируют его действия. При этом большое количество «нельзя» имеет совсем другую реакцию и вызывает повышенный интерес к тому, что запрещают: ведь, как известно, запретный плод сладок. Как же в этом случае быть? Ведь постоянное стремление к изучению окружающих предметов «гасят» инстинкт самосохранения у малыша.
Некоторые педагоги предлагают использовать известные всем «шоковые» методы. Например, чтобы ребенок не трогал утюг, дать ему сделать это, когда тот горячий (но не настолько, чтобы можно было причинить ребенку вред). Не знаю про всех детей, но тех детей, с которыми я знакома, это не останавливало в попытках схватить горячий утюг.
«Шоковый» метод не сработает и в случае интереса малыша к розеткам: не будешь же устраивать ребенку легкий разряд тока. Чтобы у ребенка не появилось желание вставить в розетку вилку от первого попавшегося под руку бытового прибора или любой другой неподходящий предмет, необходимо закрыть все розетки специальными заглушками, даже те, до которых, как вам кажется, ребенку не добраться (поверьте, он может добраться до всего, что только оказалось в его поле зрения).
Кроме того, ребенку не нужен постоянный контроль, у него должно быть личное пространство и свобода. Задача взрослых — сделать это пространство для малыша по максимуму безопасным! Как говорится, подстелить соломки везде, где только можно!
1. Про розетки уже сказано. Все электроприборы должны быть вне доступа ребенка или, по крайней мере, лежать так, чтобы взрослые успели отреагировать, если ребенок захочет их взять.
2. Горячее. Горячим может быть не только утюг, но и чай, оставленный кем-то из взрослых на краю стола, и кастрюля с кипящим супом на плите. Вообще, лучше взять за привычку готовить пищу на дальних конфорках.
3. Острые углы стола, стульев и другой мебели. Для безопасности детей лучше использовать специальные накладки на них.
4. Пакеты. Есть у детей какой-то непонятный интерес — надевать все на себя, в том числе и целлофановые пакеты. Думаю, все понятно и без комментариев — если ребенок наденет тесный пакет на голову, то не сможет его снять.
5. Шнурки, пояски, веревочки и т. п. Все это ребенок надевает на себя, в первую очередь, на шею.
6. Уксус, спиртное и другие сомнительные жидкости. Детям нет разницы, откуда и что пить, для них главное, что это жидкость похожа на воду или сок.
7. Колющие и режущие предметы. Ножи, ножницы, спицы нужно убрать подальше. Когда поймете, что ребенок к этому готов, научите его этими предметами пользоваться (чтобы снизить к ним интерес, использовать по назначению).
8. Мелкие предметы (пуговицы, колпачки, булавки, монеты и т. д.). Дети все это берут в рот, пытаются вставить в нос и уши.
9. Медицинские препараты (таблетки, мази и т. д.). Все это тоже дети тянут в рот. Лучше хранить все это в специальной коробочке подальше от детей.
10. Окна. Они вызывают у малыша особый интерес, ведь за ними — МИР! Страшно подумать, к чему приводят попытки ребенка залезть на подоконник. Доступ к подоконникам должен быть абсолютно ограничен или хотя бы затруднен для них!
11. Двери. Дети любят играть с дверью: открывать и закрывать, забывая о том, что они держат ее пальцами. Для безопасности в этих случаях существуют специальные фиксаторы на двери.
12. Поездка в автомобиле. Необходимо с младенчества приучать своего малыша к поездкам в автомобиле только в специальном автокресле. Тогда он без проблем будет пользоваться ремнями безопасности — ему даже в голову не придет, что можно ездить как-то по-другому.
Таким образом, заботясь о безопасности своего ребенка, с одной стороны, нужно и можно удовлетворить его интерес к окружающему миру: объяснить, для чего нужны те или иные предметы и устройства, показать, как они работают, научить ими пользоваться, а с другой — сделать максимально безопасным его окружающую среду. Причем эти процессы должны идти одновременно!