Колесникова
Безопасное поведение дошкольников как объект педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасности детства и безопасному поведению ребенка в настоящее время уделяется большое внимание со стороны государства, общества и системы образования. Задачи сохранения здоровья детей и формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья, в современных условиях рассматриваются как неотъемлемая часть стратегии развития системы образования. Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности отдельной личности, в частности ребёнка, принадлежит образованию.
Публикация «Безопасное поведение дошкольников как объект педагогической деятельности» размещена в разделах
Новым Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования был введен термин «безопасность», а также представлено детальное описание интеграции безопасного образа жизни в процессе воспитания и обучения - от выполнения правил до формирования установок и ценностей. Безопасному образу жизни также уделяется внимание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где указывается на необходимость формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни. Культура здорового и безопасного образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития [5].
Чтобы жить в современной, порой агрессивной по отношению к человеку социоприродной среде, и сохранить здоровье необходимо иметь сформированную систему навыков поведения. Для этого в процессе дошкольного образования необходимо сосредоточиться на решении проблемы поиска педагогических условий и средств, которые позволят сделать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих осмысленным и привлекательным, а потребность в безопасном поведении - насущной и актуальной для каждого ребенка. Для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни перед системой дошкольного образования в настоящее время поставлены следующие задачи: сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; научить дошкольников осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах [2].
Знакомство с правилами безопасного поведения воспитатель может осуществлять в ходе интегративных занятий (непосредственно образовательной деятельности) с детьми. Проблема безопасного поведения находит отражение во всех образовательных областях. Так, например, образовательная область «Познание» позволяет освоить ребенку правила уличного движения, связанные с сигналами светофора, дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т. д., учит детей пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, рисунку, схеме и т. д.). Активизирует интерес детей к задачам (логическим, задачам-шутками т. д., в условии которых отражаются реальные (игровые и бытовые) ситуации, создает условия для их решения (на основе разнообразного дидактического материала). Кроме того, педагог знакомит с основными видами и характеристиками движения (направление, траектория, путь, скорость, причинами и способами их измерения. Для этого целесообразно совместно с детьми анализировать движение игрушек на колесах и без колес, движение предметов по разным поверхностям (шершавая, рыхлая, вязкая, мокрая и т. д., по воде, воздуху. На этой основе вводятся правила безопасного поведения на дорогах, проводится экспериментальное знакомство детей с правилами дорожного движения [3].
Реализуя цели и задачи образовательных областей «Коммуникация»
и «Чтение художественной литературы», педагог использует различные методы и приемы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения : рассматривание картин и иллюстраций, составление описательных рассказов по картинам, составление рассказов из личного опыта, разучивание стихотворений, чтение художественной литературы, разыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию (образовательная область «Художественное творчество») целесообразно проводить индивидуальные и коллективные работы по темам: «Транспорт на улицах нашего города», «Пассажирский транспорт», «Наш дом», «Наша речка» и т. п. В рамках проектной деятельности дети могут создавать такие продукты совместной со взрослым и самостоятельной деятельности, как «Правила безопасного поведения в быту, на улице, на природе», «Энциклопедия безопасности», «Я в лесу», «Азбука маленького пешехода», «Здравствуй, светофор», «Здравствуйте наши друзья - дорожные знаки», «Улица и Я», «Транспорт» и т. д. [1].
Тема «Безопасность» предлагает ребенку многогранные сюжеты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр (образовательная область «Социализация»). Любой традиционный сюжет детских игр («Семья», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», ит. д.) включает в себя правила безопасного поведения и дает воспитателю возможность обсудить эти правила в условиях воображаемой деятельности взрослых, закрепить их в условной, но приближенной к реальности жизни.
В предметно-развивающей среде группы необходимо представить: настольно-печатные игры (лото, пазлы, домино, разрезные картинки и т. д., отвечающие тематике безопасности; наборы иллюстраций, плакатов, знакомящих дошкольников с правильным и неправильным поведением на улице, в транспорте, дома, в детском саду, в лесу и у воды и т. д. ; разнообразные конструкторы и строительный материал; атрибуты для сюжетно-ролевых игр, связанные с правилами безопасного поведения; тематические аудио и видеоматериалы (диски с мультфильмами, аудиозаписи: сказки, стихи, рассказы, песенки для детей дошкольного возраста); детскую художественную литературу в книжном уголке [2].
Учитывая особенности субкультуры современного дошкольника, а именно направленность на аудиовизуальное восприятие окружающей действительности, следует остановиться на использовании компьютерных и обучающих фильмов, роликов, клипов, мультфильмов, презентаций, помогающих детям дошкольного возраста освоить правила безопасности.
Сочетание разнообразных форм, методов и приемов в воспитании безопасного поведения у детей дошкольного возраста позволяет воспитателю в интересной и увлекательной полидеятельности сформировать у ребенка потребность и опыт соблюдения правил безопасности в быту и на улице, в транспорте и на природе, в общении с незнакомыми людьми, в разных видах детской деятельности, подготовить ребенка к встрече с неожиданными для него ситуациями.
Список используемых источников:
1. Авдеева Н. Н. Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева,
О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - СПб. : Детство-Пресс, 2009. - 144 с.
2. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К. Ю. Белая. - М. : Просвещение, 2001. - 173 с.
3. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Г. Гогобиридзе О. В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова - М. : ТЦ «Сфера», 2008. -140 с.
5. ФГОС ДО // Сборник нормативно-правовых документов в образовании -2014 - №4 – С. 4-47