Ирина Пурик
Краткосрочный проект «Безопасное лето» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида» №188
Краткосрочный проект :
для детей 5-6 лет.
Составила:
Пурик И. А
г. Иваново
2021
Паспорт проекта :
Продолжительность проекта : краткосрочный (15.06 – 25.06)
Вид проекта : познавательный, игровой
Участники проекта : воспитатель, дети
Продукт проекта :
Публикация «Краткосрочный проект „Безопасное лето“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Безопасное лето для детей
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Лето. Проекты летние
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- конспект квест-игры «Удивительное путешествие». Приложение 1.
- картотека игр на улице по ориентировке в пространстве. Приложение 2.
- памятка для детей по безопасному поведению на улице. Приложение 3.
- фотовыставка «Безопасное лето»
Цель проекта : развитие навыков ориентировки в пространстве и закрепление правил поведения в летний период.
Приоритетная область: познавательное развитие
Задачи:
1. Развивать способность ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве игровой площадке
2. Закрепить и расширить пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, за, между, рядом;
3. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
4. Формировать умение определять своё местонахождение среди окружающих людей и предметов, двигаться в заданном направлении, а также в соответствии с «картой».
ИОО:
Социально-коммуникативное развитие:
Задачи:
1. Стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.
2. Воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества.
Речевое развитие:
Задачи:
1. Формировать умение детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету;
2. Воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.
Физическое развитие:
Задачи:
Закрепить с детьми правила безопасного поведения в подвижных играх, развивать двигательную активность детей.
Художественно – эстетическое развитие:
Задачи:
1. Способствовать развитию творческих способностей, коммуникативных навыков.
2. Создавать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личной самореализации.
Предполагаемый результат:
- закрепили умение выделять ведущую руку;
- обозначили словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;
- развили навык ориентирования в схеме собственного тела;
- сформировали умение слушать словесную инструкцию и следовать ей;
- закрепили навыков безопасного поведения.
Актуальность проекта :
Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Однако детям с ОВЗ трудно дается усвоение данного навыка. Для того, чтобы он сформировался и закрепился требуется специально организованные игры, занятия, мероприятия. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Несформированность к концу дошкольного возраста пространственных представлений является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Поэтому считаем актуальным развитие у дошкольников с ОВЗ адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Этапы проекта :
Подготовительный этап
1. Определение темы, цели, задач и содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
3. Подбор методической литературы и необходимых материалов.
4. Разработка картотеки игр, конспекта квест-игры, подбор игрового оборудования.
Основной.
Выполнение проекта :
1. Проведение подготовительных к квесту игр и заданий на ориентировку в пространстве.
2. Проведение квест-игры «Удивительное путешествие»
Заключительный.
1. Конспект квест-игры «Удивительное путешествие»
2. Картотека игра на улице по ориентировке в пространстве.
План реализации проекта.
Вид деятельности Название Цель
Предварительная беседа «Безопасное лето». Закрепление навыков безопасного поведения в летний период.
Игры в подготовительный период «Угадай, кого загадали», «Найди игрушку», «Прятки».
Развитие ориентировки в пространстве.
«День-ночь», «Скульптор», «Контролер». Развитие ориентировки в схеме собственного тела.
«Кто правильно назовет?»,
«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?», «Вратарь». Развитие ориентировки в пространстве «от себя» и «от предмета».
«Адресное бюро»,
«Астрономы». Развитие ориентировки в пространстве с помощью схем, планов маршрутов, планов пространства
Квест-игра «Удивительное путешествие»
Закрепление правил безопасного поведения детей.
Приложение № 1
План-конспект квест-игры для детей
«Удивительное путешествие»
Цель: закрепление правил безопасного поведения детей
Задачи:
Образовательные:
1. Углубить знания о правилах поведения на улице и в природе
2. В игровой форме закрепить знания о ПДД, дорожных знаков
3. Закрепить умения применять полученные знания в играх и повседневной жизни
Коррекционно-развивающие:
1. Корректировать и развивать все виды памяти (зрительную, слуховую, тактильную, внимания (слуховое, зрительное, тактильное).
2. Способствовать развитию мышления, речи, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Воспитательные:
1. Воспитывать целеустремлённость, чувство товарищества;
2. Активизировать отдых, доставить радость детям.
Оборудование:
Пешеходный светофор, дорожные знаки, обручи, мячи, кольца, конусы, картинки, карта, памятка.
Ход игры
Организационная часть
Вводная беседа о предстоящем квесте.
Основная часть
Станция № 1 «Правила дорожного движения»
1. Загадка о светофоре
Он стоит на перекрестках
Светит для детей и взрослых.
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор
Всем знакомый…. СВЕТОФОР
2. Игра «Светофор»
3. Стихотворение о дорожных знаках
По обочине дороги,
Как солдатики стоят.
Все мы с вами выполняет,
Все, что нам они велят.
4. Игра «Раздели знаки»
5. Загадка «Знак Автобусная остановка»
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать
Пассажиром хочет стать. (АВТОБУС)
6. Игра «Автобус»
Станция № 2 «Безопасность»
1. Блиц-опрос «Запрещается-разрешается»
– Переходя дорогу посмотреть сначала налево, затем направо/ разрешается.
– Кататься на самокате по проезжей части/ запрещается.
– Уважать правила дорожного движения/ разрешается.
– Брать конфету у незнакомого человека на улице/ запрещается.
– Уступить бабушке место в транспорте/ разрешается.
– Гладить на улице бездомную собаку/ запрещается.
– В жаркую погоду надевать панамки/ разрешается.
– Самим ходить на открытые водоёмы купаться/ запрещается.
– Поливать цветы на клумбе/ разрешается.
– Ломать ветки деревьев/ запрещается.
– Рисовать пожарную машину/ разрешается.
– Брать спички, играть с огнём/ запрещается.
2. Беседа по картинкам «Правила поведения»
Станция № 3 «Спортивная»
1. Ориентировка по картинкам:
- бревно
- баскетбольный мяч
- мишень
2. Спортивное задание «Кольцо, бревно, мишень»
Станция № 4 «Игровая»
1. Игра «Колечки»
2. Игра «На выбывание»
Заключительная часть
1. Подведение итогов
2. Рефлексия
3. Вручение памятки по безопасности
4. Фотографирование на память.
Приложение № 2
1. Дидактические игры по формированию
ориентировки в пространстве
«Угадай, кого загадали»
Цель:
1. Развивать ориентировку в пространстве.
2. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов.
Ход игры:
Ведущий садится в центре, остальные размещаются вокруг. Педагог загадывает одного ребенка, ведущему предлагает угадать кого. Он должен назвать ребенка, находящегося в указанном месте, используя пространственные предлоги. Затем педагог предлагает поменяться местами.
Дидактическая игра: «Найди игрушку»
Цель: Развивать ориентировку в пространстве.
Формировать представление о причинной зависимости фигур.
Ход игры: Воспитатель прячет определенную игрушку на площадке. У ребенка план группы. Педагог ставит на плане фишку в том месте, где спрятана игрушка. Задача ребенка, взглянув на план, определить, где ее искать. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого ему сначала нужно будет сориентировать план. После этого уже легко найти в групповой комнате, отмеченный на плане предмет.
«Прятки»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.
Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение!". Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.
2. Дидактические игры на формирование ориентировки в схеме собственного тела
«День-ночь»
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться в схеме собственного тела
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Содержание: Предлагается показать части своего тела, лица с открытыми и открытыми глазами.
«Скульптор»
Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.
Содержание: ведущий показывает движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.
«Контролер»
Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.
Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи
Содержание: ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый.
3. Дидактические игры на ориентировку в пространстве
с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»
«Кто правильно назовет»
Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.
Содержание: В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то,
что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.
«Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»
Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя»
Содержание: дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.
«Вратарь»
Цель: закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.
Оборудование: мяч
Содержание: Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.
Воспитатель: Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
4. Игры на ориентировку с помощью схем
и планов маршрута, планов пространства
«Адресное бюро»
Цель: учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.
Оборудование: карта города, фотографии достопримечательностей.
Содержание: дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.
«Астрономы»
Цель: закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).
Оборудование: фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.
Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.