Валентина Ланцова
Проект «Без игры нет детства»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном учреждении разработано и реализовано ряд игровых проектов «Доступный спорт», «Игры нашего двора», «Летающий мяч», «Становись со мною в круг» и другие.
При разработке и реализации игровых педагог преследовала цель создания целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, привитие привычки к регулярным занятиям физической культурой, увлечение детей и взрослых идеей здорового образа жизни, повышением мотивации к занятиям физической культурой.
Публикация «Проект „Без игры нет детства“» размещена в разделах
С помощью проекта «Игры нашего двора» инструктор по физической культуре пыталась привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме детской игры. Основной целью проекта стало возрождение дворовых коллективных игр, создание игровых сообществ детей.
В этом проекте совместно с родителями педагоги постарались подарить детям радость живого общения, познакомили их с арсеналом интереснейших коллективных игр, в которые можно играть на площадке детского сада, в своем дворе.
Учитывая важность коллективных дворовых игр с разновозрастным составом участников, было организовано дворовое разновозрастное игровое сообщество в рамках детского сада. Для организации таких игр педагоги разрабатывают игровые программы, и в установленный день проводят коллективные дворовые игры с разновозрастным составом детей. Эти дни получили название «игровые дни», и организуются они два раза в месяц. В рамках игровых дней каждой группе предоставляется возможность представить вариант своей любимой игры и организовать ее с детьми других групп. Это своеобразные мастер-классы, проведение которых доверяется не только педагогу группы, но и детям старшего возраста, потому как возродить субкультуру дворового сообщества невозможно потенциальным участием взрослых, ведь опыт игровой деятельности передается именно от старших детей к младшим. Объединение детей в совместные игры способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игр. В результате игры становятся интереснее и многообразнее, так как происходит передача игрового опыта от старших к младшим.
В рамках игровых дней были успешно представлены игровые программы «Мяч – забавный тренажер», «Городошные забавы», «Становись со мною в круг», «Делу время – потехе час», «Прыгалки-скакалки», «Квест-игры», и другие.
Для формирования социальной компетентности важно, что квест – это командная игра. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, здесь приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней. Включение заданий, связанных с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, а также проведение их на открытом воздухе, способствует укреплению здоровья детей.
В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Стремление ребенка к лидерству само по себе ценное качество, но оно нередко, как показали наблюдения, приводит к конфликтам со сверстниками. Поэтому поддержка активности ребенка, умения организовывать сверстников осуществлялось с обучением бесконфликтным способам взаимодействия. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. Для этого использовались разные формы организации игры : парные, небольшими группами, командные. Проведение игр соревновательного характера формирует ответственность ребенка не только за себя, но и за членов команды.
Как показали педагогические наблюдения, слабым моментом является умение и желание детей самостоятельно организовывать игры. Хотя у многих старших дошкольников проявлялось желание быть лидером, и лидерские качества успешно проявлялись в знакомой обстановке, в своем игровом круге, организовать игру с детьми другой группы им было сложно. Поэтому, подталкивая детей к игровому взаимодействию за пределами группы, мы сначала предлагали игры на эмоционально - личностное сближение. Это игры тактильного характера, в процессе которых дети держатся за руки («Ручеек», «Цепи», «Клубочек», а также игры, связанные с называнием имен («Встречные перебежки», «Али Баба»). После создания на площадке дружеской игровой атмосферы, детям предлагаются игры с правилами, с использованием различных атрибутов и условно - символических знаков («Классики», «Городки», «Ловишки парами»).
Проект «Доступный спорт» проводился с целью организации эффективной работы по формированию двигательных умений, физических и нравственно-волевых качеств у дошкольников посредством подвижных игр с элементами спорта, формирование игровых сообществ дошкольников
Педагоги подготовительной к школе группы сконцентрировали внимание на организацию игр с правилами. Ведь правила игры дети воспринимают как закон, и их сознательное выполнение формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. Реализовывались проекты «Играем в городки», «Игры в радость».
Игры с элементами спорта и подвижные игры с правилами, которые использовались в работе с дошкольниками, были выстроены таким образом, чтобы ребенок смог опираться на уже имеющийся двигательный опыт и опыт взаимодействия.
В проекте активно использовались соревнования между группами. Проведение игр соревновательного характера формирует ответственность ребенка не только за себя, но и за членов команды. Были организованы «Городошные состязания», «Лыжные старты», «Велосипедные гонки», «Хоккейные баталии», «Моя дворовая команда».
Очень важно для повышения мотивации детей к занятиям физической культурой является поддержка их личных достижений. Проводились конкурсы «Богатырская сила» - соревнования в силе на руках (Армрестлинг, «Прыгалки-скакалки», а также старты на установление личных рекордов.
Таким образом, в игровые проекты успешно интегрировали разные формы физкультурно-оздоровительной деятельности. Это проведение недель здоровья, спортивные досуги и праздники, игры на свежем воздухе, квест-игры, игровые дни, соревнования и конкурсы и др.
Особенно ценно, когда такие мероприятия проводятся совместно с родителями. Родитель наблюдает своего ребенка в коллективе сверстников, оценивает его физическую подготовку. А когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения. Совместно были проведены: развлечение «Любимые игры детей и взрослых», спортивная игра «Зарница», квест-игра.