Наталья Муравьева
Беседы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях детского сада беседа используется как важное средство коллективного общения детей. Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитателя с детьми по определенной теме, который состоит из вопросов и ответов.
Беседа как метод обучения используется в основном в старших группах. Однако отдельные беседы (например, о труде взрослых в детском саду, о временах года) можно успешно проводить в средней группе (со второй половины года).
Публикация «Беседы с детьми» размещена в разделах
Беседа в первую очередь является методом уточнения и систематизации представлений детей, полученных ими в процессе повседневной жизни и на занятиях. Характер беседы требует от ребенка умения активно воспроизводить свои знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Посредством бесед дети :
• обогащают и активизируют словарь;
• усваивают сведения о конкретных предметах и явлениях,
• углубляют представления о том, что они воспринимали на прогулках, экскурсиях.
• учатся концентрировать свое внимание на одном предмете (вспоминает то, что знает о нем, приучается логически мыслить, четко выражать свои мысли;
• учатся правильно применять грамматические формы слов;
• учатся четко произносить слова, правильно ставить ударения;
• развивают умение слушать и понимать вопросы, правильно формулировать ответ на них - коротко или подробно, в зависимости от характера вопроса, правильно задавать вопросы;
Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи, которая имеет большое значение для последующего обучения в школе.
При подготовке воспитатель:
• определяет тему беседы
• ставит цели и задачи
• подбирает содержание, наглядные пособия, технические средства, продумывает, как учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить дифференцированное руководство ими во время беседы.
Беседа является сложным методом обучения, ее ход зависит не только от подготовки самого воспитателя, но и от уровня развития детей, их знаний, от степени их активности и самостоятельности. Беседа требует от ребенка напряжения внимания, он должен все время следить за ходом беседы, не отвлекаться от темы, слушать своих товарищей, вспоминать, обобщать, быть готовым отвечать, в то же время сдерживать себя от выступления, когда не спрашивают. Перед воспитателем стоит задача поддерживать в течение всего занятия активность детей, мобилизуя их внимание.
В беседе выделяют такие структурные элементы, как начало беседы, основная и заключительная части.
Начать беседу можно по-разному - с упоминания, с рассказа, с рассмотрения картинки, игрушки, предмета, с загадывания загадки, чтения стихотворения, которые имеют прямое отношение к теме. В основной части беседы раскрывается ее конкретное содержание. По ходу беседы воспитатель дает объяснение, утверждает детские ответы, обобщает их, показывает наглядный материал и т. д. В заключительной части беседы можно прочитать художественное повествование, провести дидактическую игру, прослушать магнитофонную запись.
Содержанием беседы является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: с предметами быта, труда, с бытом и трудом людей, явлениями природы, общественной жизнью, праздниками, с играми, учебой и трудом детей в детском саду. В беседах можно обсуждать прослушанные сказки, рассказы, стихотворения, рассмотренные картины, кинофильмы и т. д.
Воспитатель должен глубоко продумывать содержание бесед, отбирать для обсуждения те факты и явления, которые подводят детей к обобщающим выводам и в то же время требуют дополнительных объяснений, сведений, чтобы дети полнее и глубже осмыслили материал наблюдений. Содержание бесед должно быть педагогически ценным, способствовать осуществлению задач всестороннего воспитания детей и вместе с тем быть посильным, психологически близким ребенку-дошкольнику. Соблюдение последнего требования особенно необходимо для того, чтобы беседа проходила активно, возбуждала мысль ребенка, помогала удерживать его внимание и оставила глубокий след в его сознании. Поэтому значительное место в успешном проведении беседы имеет предварительная подготовка к ней воспитателя и детей. Беседа должна строиться на основе жизненного опыта и знаний детей.
В зависимости от содержания беседы, в ней в различных сочетаниях используются такие приемы, как вопрос, объяснение, показ наглядного материала. В процессе беседы педагог иногда сообщает новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания детей о тех предметах и явлениях, о которых идет речь. В беседе можно использовать различные приемы словарной работы - объяснение воспитателем значения отдельных слов, повторение слова хором вместе с воспитателем.
Успех и педагогическая результативность бесед во многом зависит от правильно поставленных перед детьми вопросов. Все вопросы можно разделить на две группы.
- К первой можно отнести те, которые требуют от детей простого ответа или описания предметов и явлений. Это вопросы: что? кто? какой? куда? и др. Они ставятся в начале беседы для того, чтобы восстановить в памяти ребенка то, что он видел, переживал.
- Вторая группа вопросов требует от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. Это вопросы: Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др. Такие вопросы поискового проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах. Вопросы воспитатель должен формулировать четко, конкретно, коротко. В самом вопросе не должно быть непонятных детям слов и должна быть только одна мысль. При постановке вопросов необходимо четко представить себе, какие психические процессы при этом активизируются у детей - процессы памяти, мышления, воображения, а также, какие именно чувства вызываются. Активизация всех психических процессов путем вопросов к детям - важное условие проведения беседы. Воспитатель в ходе беседы спрашивает как можно больше детей, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Застенчивых детей надо подбадривать, слишком оживленных - сдерживать. Недопустимо спрашивать одних и тех же детей.
Важным показателем активного участия детей в беседе являются их вопросы. Надо учить детей задавать вопросы воспитателю и товарищам. Воспитатель должен быть внимательным к вопросам детей, которые возникают у них в процессе беседы : одобрить удачные, отметить наблюдательность, любознательность. В процессе беседы дети должны выразить свое отношение к предметам и явлениям, поделиться чувствами, переживаниями.
Для уточнения представлений детей иногда в беседе используется наглядный материал полностью соответствующий содержанию беседы (картина, игрушка, модель, предмет в натуре, который вызывает интерес и речевую активность. Высказывания детей в таких случаях непосредственно опираются на ощущения и восприятия. Наглядный материал воспитатель готовит заранее, продумывает методику объяснения и размещение его во время беседы. Его не надо представлять для преждевременного осмотра, чтобы не отвлекать внимание детей. В беседу можно включить прослушивание магнитофонных записей, литературных текстов - это повышает эмоциональность восприятия материала. Также можно использовать игровые упражнения, загадки, чтение художественных произведений.
Проводя беседу, воспитатель должен помнить, что она должна иметь характер организованного разговора, проходить свободно, не напряженно, в обычных, непринужденных условиях, и способствовать развитию живой, образной речи детей.