Зульфия Семилетова
Беседы о языке
▼ Скачать + Заказать документы
Что делает нашу речь выразительной?
Многие считают, что культура речи определяется грамотностью человека. Но вы можете грамотно написать письмо, легко и точно сформулировать свою мысль, выступая на собрании, и даже в беседе с друзьями не лезете в карман за словом. И всё-таки ваша речь не вдохновляет, вас не слушают, и то, что вы говорите скучным.
Сами мы слушая детей, нередко делаем им замечание: говори выразительно! А что ребенок понимает под «выразительностью»? Декламируя стихотворение, ребенок старается говорить громко. Он уже почти кричит, а «выразительно» все равно не получается.
Публикация «Беседы о языке» размещена в разделах
Культура речи зависит не от знания правил орфографии и пунктуации, не от силы голоса, а от того, насколько мы умело владеем богатствами родного языка. Чтобы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать стилистические возможности родного языка.
К хорошей речи предъявляется множество требований, и прежде всего требование простоты, ясности, логичности, точности. Обращаясь к детям, мы должны найти такие слова, которые были бы им понятны и затрагивали бы мир их интересов и чувств. Ведь родной язык открывает детям жизнь в разных ее проявлениях, во всем многообразии ее красок. Нельзя говорить с детьми серым, бесцветным языком. Нельзя подменять живую речь официальным, канцелярским стилем.
На психику ребенка сильно воздействует художественное, образное слово. Вспомните как, как дети слушают сказки. Каждый образ, каждое новое выражение вызывают у них живой интерес, волнуют. Не удивительно, что все малыши не могут при этом сдержаться и нередко перебивают нас, задавая необычные вопросы. Например, слушая пушкинскую «Сказку о царе Салтане» спрашивают: - А как это князь «с синя моря глаз не сводит»? Или что значит, «в нем взыграло ретивое»?
Русская фразеология очень выразительна, употребление устойчивых выражений оживляет речь, придает ей образность. Однако фразеологизмы не всегда понятны детям, приходится те или иные выражения объяснять.
Доступнее ребенку образная речь, в которой слова используются в переносном значении, т. е. речь метафорическая. Кого оставляет равнодушным, например, такие пушкинские строки:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Под дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Можно ли сравнить это поэтическое описание с простой констатацией факта: «Светит луна. По дороге зимой едет тройка, Звучит колокольчик»?
В любой сказке, в любом произведении, принадлежащем перу художника слова, вы найдете сравнения – образные выражения, основанные на сопоставлении двух предметов: Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол (С. Есенин) : подушка, как лягушка, ускакала от грязнули (К. И. Чуковский).
«Горит восток зарею новой…» Вам не кажутся странными эти слова? Почему А. С. Пушкин изображает восход солнца как пожар? Слово «горит» рисует яркие краски неба, озаренного лучами восходящего солнца. Этот образ основан на сходстве цвета зари и огня; небо по цвету напоминает пламя.
Художники слова любят использовать метафоры, их употребление придает речи особую выразительность, эмоциональность. Конечно же, не каждый может стать поэтом, не всякому дано подняться к вершинам ораторского мастерства… И всё-таки обогащайте свой язык, учитесь находить точные яркие слова, используйте различные средства образности речи, шлифуйте слог!
Учитесь у писателей бережному отношению к языку, особенно если «вашим речам внимают» дети.
Семилетова Зульфия Айтмуратовна,
Педагог, филолог.