милана иванова
Беседа «Зая Пандита — основатель калмыцкой письменности»
▼ Скачать + Заказать документы
Нурова Цаган Владимировна МКДОУ № 16"Бадм цецг"
В этом году исполняется 368 лет со дня создания старокалмыцкой письменности "Тодо бичг".
В 1648 году хошутский Зая-Пандита Огторгуйин Далай (Намкайджамц) создал на основе старого общемонгольского алфавита ойратскую письменность, положив тем самым начало собственно калмыцкой письменной литературе.
Публикация «Беседа „Зая Пандита — основатель калмыцкой письменности“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Калмыкия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» сентябрь 2016
На нашей планете существуют свыше пяти тысячи языков и всего лишь несколько сот видов письменности. Как видно, не каждый народ сумел создать свою национальную систему грамоты, что свидетельствует не только о необычайной сложности, но и об особую уникальность.
Истории известно очень мало имен создателей национальной письменности. Еще реже случаи, когда ими являлись представители самой нации. Одним из таких выдающихся личностей, подаривших своим соплеменникам возможность чтения на родном языке, был создатель «Тодо бичиг» (ясное письмо) Огторгуйп Далай Зая Пандита Ойратский.
Исторически сложилось так, что долгое время именно религиозные центры одновременно были также центрами образования и просвещения. Так было и на западе, и на востоке, так было и в ойратской среде.
В результате распада монгольской империи ойратский диалект, уже в XIII в. несколько отличавшийся от других монгольских диалектов, дал начало процессу образования ойратского (калмыцкого) языка, который сложился на основе диалектов различных монгольских племен, вошедших в состав ойратов. Обогащение словарного состава ойратского языка происходило также за счет общения ойратов с другими племенами и народами.
«Зимою в год Мыши (1648) составил калмыкскую азбуку, совершил обряд Цаган Сара, объяснив "Бодимур", "Пачой", "Бучой" и многие глубокие учения и тем содействовал к распространению буддизма».
В конце беседы вместе с музыкальным руководителем были проведены национальные танцевальные, подвижные игры.