ирина пахомова
Конспект классного часа «Зачем нужна вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создать условия для формирования экологической культуры, бережного отношения к водным запасам Земли и для формирования серьезного отношения к собственной жизни и безопасности других людей.
Задачи:
Показать роль воды в природе и жизни человека.
Раскрыть причины необходимости бережного отношения к водным запасам Земли.
Познакомить с правилами безопасного поведения на воде в теплое время года, с причинами несчастных случаев на воде; создать представление о действиях в случае опасности.
Постановка цели и задач классного часа.
Публикация «Конспект классного часа „Зачем нужна вода“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Сегодня мы поговорим на очень волнующую тему. Чтобы узнать, о чем мы будем беседовать, я предлагаю вам разгадать загадки.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я. Кто я такая? (вода)
2. Не конь, а бежит.
Не лес, а шумит. (река)
3. Бежит, ревёт и падает вниз. (водопад)
4. Не вода и не суша
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. (болото)
Учитель : Так о чем мы будем говорить? ( Дети: «О воде»)
Учитель: И не просто о воде, а о том, как она нам помогает и какие несёт опасности.
Тема нашего кл. часа «Вода – наш друг и враг»
Обсуждение вопроса о пользе воды и необходимости её сбережения.
Учитель: Вода – самая удивительная на земле жидкость, бесценный дар природы. Она ничего не стоит, лишь, когда её много.
Но когда её нет, ничего дороже и важнее для нашей жизни не найти. Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Если исчезнет вода – исчезнет жизнь. Наша планета станет безжизненной.
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды - жить нельзя нам без …./воды/.
Балахонов Артем:
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда,
Всем везде нужна вода!
Учитель: Я начала разговор о воде, как о бесценном даре природы. А как вы думаете, природа долго сможет преподносить нам этот подарок. Почему?
Учитель: А теперь рассмотрим такой случай:
«Саша пришёл на берег реки и увидел, что его друг бросал в воду камни и глину.
- Что ты делаешь?- спросил Саша.
- Играю, - ответил друг.
- Ты разве не понимаешь, что загрязняешь воду, а ведь она даёт воду всему нашему городу.
- Странно!- сказал друг, но бросать больше не стал.»
Учитель : Что вы можете сказать об этой ситуации? Как ещё загрязняется вода? (Ответы детей)
А вот ещё одна ситуация.
«Учитель попросил Диму принести из школьной библиотеки книгу. Дима вышел в коридор, было тихо. Он услышал, что где-то течёт вода. Дима решил посмотреть. Оказалось, что кто-то забыл закрыть кран. Большая струя воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Дима закрыл кран, взял книгу в библиотеке и вернулся в класс.»
Учитель: Что вы можете сказать об этой ситуации? (Ответы детей)
Учитель: По расчетам специалистов на одного человека в сутки нужно в среднем 250 литров воды. Представьте, что из вашего крана капает вода. Из-за неисправного крана в сутки теряется 100 литров воды, а если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.
Учитель: Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:
Закрывайте кран во время чистки зубов.
Вовремя устраняйте протечки.
Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.
Не используёте токсичные удобрения в саду.
Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.
Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды.
Пусть на земле не умирают реки
И стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Знакомство с правилами поведения на воде.
Учитель: Но наряду с таким огромным значением воды в нашей жизни, вода ещё приносит много бед.
Во время весеннего паводка, сильных дождей разливаются реки. Вода затопляет дома, огороды, поля, сады. Конечно, это приносит людям большие убытки и неприятности. И уже совсем страшно, когда в воде гибнут люди. По статистике каждый год в России тонет не меньше 10 тысяч человек. Причиной гибели людей является не соблюдение правил безопасного поведения в воде. Среди тонущих почти четвертую часть составляют дети. На воде надо быть очень внимательными. Вода ошибок не прощает.
Обсуждение стихотворения:
Выступают 2 ученика.
У моста стоит Авось,
На другом конце – Небось.
Издают за вздохом вздох:
– Больно мост над речкой плох! –
Но Авось сказал: «Авось!» –
А Небось сказал: «Небось!».
Как взошли на середину,
Мост прогнулся –
И. в пучину!
Тем и кончился их риск –
Сколько шума, сколько брызг!
На реке потом лучистой
Пузыри всплывали быстро.
Так пошли друзья ко дну
Под водой делить вину.
На Авось и на Небось
Коль понадеялся, то брось!
(И. Емельянов)
– В чем заключается основная мысль стихотворения? А в чем опасность на воде? Оправдан ли риск на воде?
Что должен уметь человек, чтобы избежать беды на воде? (уметь плавать)
Большинство детей любят купаться и хотят научиться плавать. Другие – боятся войти в реку. Не бойтесь воды. Страх – плохой учитель. В то же время, чтобы избежать беды, купаясь в водоемах, необходимо соблюдать правила поведения.
Ну, во-первых нужно правильно выбрать место для купания.
Просмотр мультфильма «Азбука безопасности. Место для купания» с последующим обсуждением.
- Почему нужно купаться на оборудованных пляжах? (ответы детей… спасательная служба, могут оказать помощь в случае беды)
Рассказ о спасателях.
Летом мы часто видим у реки спасателей. Они наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо или человек начал тонуть.
Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас. И еще запомните, что нельзя кричать: "Тону!" - если не происходит ничего серьезного. Спасатели бросятся к вам на этот крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле понадобится помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряют силы и время.
Вот рассказ одного из таких людей.
(читают дети).
Глеб Иваныч, водолаз,
В день нырял по двадцать раз.
Спас он двести сорок взрослых
И детей три тыщи спас.
У него медаль и орден,
Но махнул он на медаль:
"Если кто-нибудь утонет -
Это будет очень жаль.
Целый день сижу на вышке -
Хулиганят ребятишки:
То воюют на плотах,
То нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки
И идут на дно реки.
Я искал бы лучше клад!
Рыбу я ловить бы рад!
Но в реке заместо рыбы
Должен я ловить ребят.
В общем, я скажу всем так,
Что купанье - не пустяк!"
Так закончил свой рассказ
Глеб Иваныч, водолаз.
- Что же надо делать, если на ваших глазах тонет человек?
Прежде всего, дать себе секунду на размышление. Нет ли рядом спасательного средства?
Им может быть всё, что увеличит плавучесть человека и что вы в состоянии до него добросить: веревка, спасательный круг и т. д.
Нужно кричать и звать на помощь
Нужно подбадривать потерпевшего, что вы идёте на помощь
А теперь коротко о том, как же надо спасать тонущего. Подплыв к утопающему, надо поднырнуть под него, и взяв сзади за волосы, транспортировать к берегу. В случае, если утопающему удалось схватить вас за руку, ногу, освобождайтесь и немедленно ныряйте – инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить, иначе можете утонуть оба. Если человек уже погрузился в воду, не бросайте попыток найти его в глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утопающий был в воде не более 6 минут.
- О каких правилах упомянул в своем рассказе Глеб Иванович?
4. Просмотр мультфильма «Азбука безопасности. За бортом».
5. Правила безопасного поведения на воде.
Необходимо быть сосредоточенным, находясь в водоеме. По статистике, чаще всего тонут люди, умеющие хорошо плавать. Уверенность в себе может сыграть злую шутку, потому что человек уже не будет столь же внимательным, как тот, кто еще не овладел искусством плавания на 100 %.
Не паниковать и не бояться. Распространены случаи, когда люди теряют ориентацию, заплывая слишком далеко или пугаясь. Чтобы восстановить равновесие необходимо научиться отдыхать прямо на воде. Это довольно просто сделать. Нужно лечь на спину, раскинуть ноги и руки в стороны. Стараться дышать ровно. Передохнув таким образом и успокоив свое внутреннее состояние, можно продолжить путь к берегу.
Купаться сразу после еды не рекомендуется, лучше подождать 1,5 — 2 часа.
Нельзя купаться в открытых водоемах с температурой воды ниже 15 градусов. Это может привести к судорогам, холодному шоку и потере сознания.
Можно купаться только в специально отведенных для этого местах. Необходимо избегать незнакомых территорий, не нырять там. Ведь под водой могут находиться коряги, бревна и прочий мусор, за который легко зацепиться.
Не заплывать за буйки и специальные заграждения, отвечающие нормам безопасности.
Ни в коем случае нельзя прыгать и нырять с мостов, лодок и других сооружений, не приспособленных для этого.
Не стоит подплывать близко к лодкам, катерам и другим видам водного транспорта. Рядом с ними уровень воды повышается, при их отплытии человека может затянуть под воду.
Избегать заболоченных мест. Зачастую под водой прячутся тина и водоросли, в которых можно запутаться. Если это произошло, не надо пугаться, лучше позвать на помощь или медленно выбираться самому. Грести нужно у самой поверхности воды, а также делать частые остановки, чтобы освободиться от стеблей растений.
Запрещается резко входить в воду после длительного пребывания на солнце, организму необходима адаптация к перепаду температур.
Необходимо сообщить спасателям, если заметили в водоеме человека, ведущего себя странно или нетрезвого.
Следует избегать мест с сильным течением и водоворотами.
Нельзя входить в водоем во время шторма, сильного прибоя, непогоды.
Запрещается подавать ложные просьбы о помощи.
Нельзя баловаться в воде, толкать кого-то в воду, неожиданно подплывать под водой и тянуть вниз, а также топить в шутку. Шалости могут обернуться серьезными последствиями.
Подведение итогов. Игра “Светофор».
Дети показывают красный или зеленый сигнал, согласны или нет.
Наступило чудо-лето,
Долгожданная пора!
Загорает, отдыхает,
Веселиться детвора!
Этим летом лучший друг
Пригласил меня на пруд.
«Говорят, - сказал он мне,-
Ничего плохого нет
Окунуться в жаркий день!
Соглашайся же скорей!»
И вприпрыжку, и бегом,
Мы помчались босиком.
Наконец-то, вот и он!
Незнакомый водоем.
Только, - «Стоп!»,- сказал я другу,
Оглядевши все вокруг.
«Говорили в школе нам,
Можно лишь купаться там,
Где есть пляж, и есть спасатель,
Чистый берег и буйки.
Ну а здесь, ты посмотри!
Знак стоит «Нельзя купаться».
Всюду мусор, всюду грязь,
И разбитое стекло,
непроверенное дно.
Я купаться не пойду.
И тебя я не пущу»
Наступило чудо-лето,
Долгожданная пора!
Загорает, отдыхает,
Веселиться детвора!
Этим летом не лежим,
Мы на речку поспешим!
За руку берем мы маму,
И на голову панаму,
И улыбку во весь рот!
Удивительный поход!
Вот и речка! А спасатель,
Там на вышке. На посту.
Не допустит он беду.
Чистый пляж, буйки в воде
Безопасно детворе.
В воду же! Скорей! Бегом!
С другом мы нырнем вдвоем!
Ах, как весело купаться,
Плавать и в воде плескаться!
Друг мой пошутить решил.
Понарошку утопил.
Я барахтался руками,
Я барахтался ногами.
Было страшно и обидно.
Было больно! Как не стыдно!
Так нельзя себя вести!
Так недолго до беды!
Помирились с другом. Вскоре
Мы отправились на море.
Там купались и плескались
На волнах вдвоем качались.
Только скучно стало другу.
За буйки заплыл он. Глупо!
Сил своих не рассчитал,
И, конечно же, устал.
Хорошо спасатель четко
Оказался в своей лодке,
До тонувшего доплыл,
Спас его и укорил.
«Правила ты должен знать:
За буйки не заплывать»
Чтоб в больнице это лето
Не пришлось провести,
Сам запомни и друзьям
всем своим расскажи.
Купаться можно только там,
Где это разрешается.
Недопустимы на воде
любые твои шалости.