Юлия Мичурина
Беседа в подготовительной группе «Первые летательные аппараты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с историей возникновения первых летательных аппаратов.
Задачи:
Образовательные:
• формировать представления о первых видах воздушного транспорта;
• способствовать развитию у детей познавательного интереса через знакомство с историей появления и развития летательных аппаратов, активизировать познавательно-поисковую деятельность воспитанников;
Развивающие:
• развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение сверстников;
Темочки:
• развивать речь детей через активизацию диалогической формы речи, способствовать формированию умения вступать в продуктивный диалог с воспитателем и сверстниками, пополнение словарного запаса;
Воспитательные:
• воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.
Материал и оборудование:
• демонстрационный материал – энциклопедии, познавательная литература по заданной теме;
• раздаточный материал: картинки с изображением летательных аппаратов; бумага цветная, белая, клей, карандаши цветные, краски, бросовый материал, воздушные шары;
• компьютерная презентация;
• звуковые эффекты.
Рассказ воспитателя с показом иллюстраций.
Люди были одержимы идеей подняться в воздух на протяжении столетий. В мифах практически всех народов есть легенды о летающих животных и людях с крыльями. Самыми ранними известными летательными аппаратами были крылья, имитирующие птичьи. С ними люди прыгали с башен или пытались воспарить, сорвавшись со скалы. И хотя такие попытки заканчивались, как правило, трагически, люди придумывали все более сложные конструкции летательных аппаратов. О первых летательных аппаратах пойдёт речь в нашей сегодняшней беседе.
Изобретение воздушного шара.
Воздушный шар - великое творение человечества. Его создал француз Жозеф Монгольфье, рожденный в 1740 году. Его вместе с младшим братом Этьенном, они мечтали подняться высоко в воздух, но самолетов тогда еще не существовало. Но как именно воплотить эту задумку в реальность они не знали. Хотя пробовали даже придумать корзину со специальной оболочкой, которая наполнялась бы облаками.
Первый полет на воздушном шаре.
Первый удачный подъем возвысился на 30 метров. Шар был сделан с оболочки из шелка, размером достигал одного кубического метра. Это случилось поздней осенью, в 1782 году.
Позже, в декабре 1782 года — это чудное творение увидели пролетавшим над фабрикой Видалона, города Анноне, что во Франции. Источником тепла стали обычная влажная трава и шерсть с бумагой, ведь о бензине в те времена еще было неизвестно.
Размеры и высота поднятия этого шара в небо постоянно росла. Уже в апреле, 25 числа, 1783 года сфера поднялась на высоту 400 м, а величина шара достигала 800 м.
Так как масштабы изобретения заметно росли, было решено провести демонстрацию этого зрелища на площади родного города, дабы избежать кражи идеи. 4 июня 1783 г братья Монгольфье произвели фурор. Летающий аппарат, который был сделан из обрезков хлопчатой бумаги и небольших петель, скрепленных между собой, достиг высоты в 1 км за 10 минут. Но долго он не полетал, так как сразу, после остывания воздуха упал и сгорел. Благодаря высокопоставленным лицам, которые присутствовали на представлении, был составлен акт, с которым братья позже обратились в Академию Наук, что в Париже. Они хотели добиться того, чтоб именно их признали первыми творцами воздушной конструкции.
Деятели Академии Наук заинтересовались и пригласили конструкторов воздушного шара на демонстрацию своего создания. Это произошло 1783 году, в августе. Старший из братьев Монгольфье, отправился в Париж.
Полет животных на воздушном шаре
После долгих экспериментов в столице Франции, Этьенн решился на поднятие на воздушной сфере человека. Но для этого требовалось провести соответствующий опыт, для того, чтоб не рисковать человеческой жизнью. Было решено собрать первых пассажиров, ими стали животные, а именно – утка, петух и овца.
Вначале сентября 1783 года это случилось, за полетом наблюдал даже король Людвиг 16. Воздушное путешествие длилось не долго, всего от 3 до 8 минут. Шар отнесло за 3 км от точки взлета. Живы остались все животные. Это было доказательством того, что полет человека станет возможен.
Полет человека на воздушном шаре.
Первым человеком, который взлетел на этом аппарате на 25 метров в воздух, стал господин Пилатр де Розье. Это произошло в 1783 году, 15 октября. Через два дня эксперимент повторился. В качестве пассажиров выступили известные деятели города Парижа. В этот раз шар поднялся на высоту 108 метров. Король Людвиг не одобрял этих полетов, так как боялся за жизни людей, но добро все-таки дал. Изобретатели не приняли участие в полете, из-за данного своему родителю обещания. Отец не верил, что изобретение является безопасным.
В полете приняли участие два пассажира Пилатр де Розье и маркиз де Арленд. Для того, чтобы сохранить равновесие. Сама конструкция разделялась на три части, где было место двум пассажирам и горелке. Высота, на которую поднимался шар, контролировалась людьми. Для этого нужно было подкидать солому в горелку. Именно 21 ноября 1783 года было зафиксировано поднятие людей в воздух. Пилатр умело управлял устройством. Высота полета достигла 2200 метров над уровнем земли. Они отдалились на 10 км, оказались в Бутее. Продолжительность полета длилась четверть часа. Первый полет ознаменовался большим успехом.
Дирижабль.
Дирижабль является разновидностью летательного аппарата. Его особенность в том, что он легче воздуха. Конструкция представляет собой соединение аэростата с силовой установкой. Движение дирижабля регулируется с помощью рулей управления. Благодаря этому корабль может двигаться в любом нужном направлении.
Считается, что дирижабль изобрел Жан Батист Менье. По его проекту эллипсоидом, наполненным газом, управляли пропеллеры, их должны были вращать вручную 80 человек. Но идея была развита и реализована только в 1852 году Анри Жиффаром. А в 1884 году состоялся первый полностью управляемый свободный полет.
Долгое время дирижабли считались непрочными и недолговечными. На смену аппаратам мягкой конструкции постепенно пришли дирижабли жесткого типа. Конструкции и развитие таких моделей были связаны с именем графа фон Цеппелина.
В годы Первой мировой войны дирижабли стали использоваться в военных целях, как бомбардировщики и разведчики. Но быстро стало ясно, что это бесперспективно. Уж больно хорошей мишенью они были для самолетов.
Золотой век дирижаблей наступил в 1920-1930-е годы. Эти аппараты совершали длительные перелеты, перевозили десятки пассажиров. Но с 1937 году интерес человека к дирижаблям стал резко спадать. Виной тому стало крушение огромного воздушного лайнера «Гинденбург».
Сегодня интерес к дирижаблям растет, но сфера их применения остается ограниченной. Эти аппараты используются в рекламных целях, катают туристов, наблюдают за дорожным трафиком и т. д. В любом случае дирижабли остаются диковинкой, окруженной мифами.
Мягкие и жесткие дирижабли принципиально не отличаются.
Само определение дирижабля подразумевает, что управляемый аппарат будет легче воздуха. Есть три разновидности конструкции дирижаблей. Она может быть мягкой, полужесткой и жесткой. У первого типа внешняя оболочка служит и оболочкой для газа. Форма такого аппарата формируется давлением несущего газа. У жестких же дирижаблей внешняя форма неизменяемая и обеспечивается металлическим или деревянным каркасом. По нему натянута ткань. Газ же располагается внутри в мешках из непроницаемой материи. Такая конструкция позволяет получить довольно места внутри каркаса, а несущий газ можно разделить на несколько секций. У жестких дирижаблей внутренние отсеки можно расположить внутри корпуса так, чтобы обеспечить лучшую тягу и меньший уровень шума для пассажиров. Полужесткая конструкция являлась компромиссом - каркас создавался лишь частичный, не дающий меняться оболочке.