Ирина Спиридонова
Беседа «Странный дуэт»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: рассказать детям о том, что такое голод; воспитывать уважение и бережливое отношение к хлебу.
Воспитатель читает стихи «Странный дуэт» Наталья Бондарева – Болдык:
Чуть прикасаясь губами к засохшему хлебу, Запах знакомый, вдыхая до чёрных кругов, Девочка в парке стояла - с глазами - в полнеба!
- Тихо дрожа от мороза, без слёз и без слов. Из темноты незаметно щенок появился,
Вытянул морду и, глядя ей прямо в глаза,
Нет, не скулил - он как будто бы Богу молился, Воздух глотая, и взглядом по хлебу скользя.
Глянула вниз, по-старушечьи губы поджала, В зябкой ладони зажав драгоценный кусок,
Публикация «Беседа „Странный дуэт“» размещена в разделах
Бросилась в сторону и, как могла, побежала.
Спал Ленинград. А чужой, ненавистный щенок,
Лёг на живот и пополз по январскому снегу,
Жалко скуля, и надеясь беглянку догнать.
Та поскользнулась на льду и упала с разбегу, Несколько раз попыталась подняться и встать,
Но, обессилев, вздохнула, свернулась клубочком,
Вспомнила бабушку, деда, сестрёнку и мать,
Крепко вцепившись в тот самый, заветный, кусочек,
Нет, не заплакала - Пушкина стала читать.
В воздухе таяла, таяла музыка строчек.
Злая луна почему-то мерцала свечой.
К жизни вернул её маленький тёплый комочек,
Громко сопел он и тыкался носом в плечо.
Из-под ресниц покатились солёные льдинки, Тонкие руки на ощупь упрямца нашли, Хлеб разломили и дали ему половинку,
К сердцу прижали и этим от смерти спасли.
Чуда не вышло. Нева подо льдом клокотала!
Но никого не шокировал странный дуэт : Мёртвая девочка тихо спала у вокзала,
С мёртвым щенком на руках. Занимался рассвет.
Сейчас я рассказала вам историю маленькой девочки, которая несла домой небольшой кусочек блокадного хлеба.
Она еле сдерживала желание съесть этот кусочек. И вдруг. она увидела щенка, который учуял запах её хлеба.
«Чужой ненавистный щенок!» Как вы думаете, она не любила животных или это что-то другое? Конечно, нет – просто девочке так хотелось донести хлеб домой своим близким - маме, бабушке, сестренке, дедушке.
Побежав, девочка поскользнулась и, обессилев, упала. «К жизни вернул её маленький тёплый комочек, громко сопел он и тыкался носом в плечо». Что же сделала девочка? Разломила хлеб пополам и дала ему половинку.
Но … чуда не вышло – девочка и щенок умерли. Какие чувства вызывает у вас эта история? Эти строки нельзя читать без слез ведь у каждого такого ребенка своя страшная история жизни в блокадном городе.
Поплачь. Поплачь! Омой слезами душу, Будь то печать беды или добра! Побудь собой и никого не слушай. Чужая боль - не пепел от костра!
Прими её. Глотай скупые слёзы. Сумей понять, увидеть, ощутить. Я знаю, те смертельные морозы, В тебя сейчас вселяют жажду жить!
Поплачь над вечной болью Ленинграда. Прости мои жестокие стихи. Они - во мне. Я и сама не рада, Что каждой ночью слышу их шаги.
Вопросы к детям:
• Что такое голод?
• Вы когда-нибудь испытывали это чувство?
• Что вы тогда делали?
Воспитатель: Мы с вами должны помнить ту страшную голодную блокаду и относиться к хлебу по - особому.
«Хлеб – всему голова» - так звучит русская пословица. В России всегда с уважением относились к хлебу. Ели кусочек хлеба падал на пол, люди поднимали его и просили у него прощение.
Давайте сделаем правилом нашей группы доедать все до крошки, этим мы покажем, что мы помним о подвиге блокадных ленинградцев.