Алевтина Козлова
Беседа с элементами викторины «Как жить в мире с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию позитивного отношения к своей семье, к родителям, пробуждать желание овладеть навыками общения и социального взаимодействия.
Ход мероприятия:
Команды усаживаются за столы. Выбирают название команды.
Эпиграфом к нашему мероприятию я взяла пословицу
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Ведущий: Добрый день! Наше сегодняшнее занятие я бы хотела начать с легенды:
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела и до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи:
Публикация «Беседа с элементами викторины „Как жить в мире с родителями“» размещена в разделах
«Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга? Отец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово «понимание».
Так, что же изменилось сейчас? Почему мы, родители и дети, перестали понимать друг друга? Вот, например, совсем недавно, на приёме у психолога я стала свидетелем одной истории и хочу поделиться с вами своими впечатлениями. И так на приём к психологу пришли мама и дочь - восьмиклассница, Таня.
I. Проблемная ситуация «На приёме у психолога»
Мама: Помогите, я не знаю, что делать с дочерью. Она нас с отцом совершенно не понимает! Ну ладно: прическа, голое пузо - это вообще неприступная тема. Но в комнате своей можно убрать! Там у нее - как после бомбежки. Везде все разбросано. В шкафу на верхней полке - учебники вперемешку с колготками, под кучей футболок можно найти тюбик моей самой дорогой помады! А на столе тарелки с остатками еды, съеденной неделю назад. Они так и будут стоять, пока я не уберу! Сама не убирает и меня не пускает - это, мол, ее «территория детства». Про учебу уже не говорю - в школу стыдно зайти. Иногда так и подмывает взять ремень да выпороть хорошенько! (Обреченно.) Но я пока терплю, глотаю обиды.
Ведущий: Изложив ситуацию, мама вышла за дверь. В кабинет вошла Таня. Вот что она рассказала.
Таня: Родаки конкретно достали своими наездами: и то не так, и это не так. Им вообще чихать на мои дела: иду в ванную, а они говорят: «Вынеси ведро», только включу музыку, надену наушники: «Сходи за хлебом!». Только возьму телефон, чтобы побазарить с друзьями: «Мой посуду!» А главное - постоянно хотят рулить мной: туда не ходи, то не смотри, с тем не дружи, то не слушай. Если начинаешь отрываться, сразу обзывают неблагодарной. А я все равно буду все делать по-своему. Иначе они так и не поймут что я уже взрослая.
Ведущий: Как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдёт о взаимоотношениях между подростками и их родителями. Выслушав эту историю, даже не верится, что живут они в одной семье. Ведь семья дает человеку защиту, покой, уверенность в себе.
Как вы считаете:
- хорошо ли все чувствуют себя в семье у Тани?
- можно ли назвать их семью счастливой?
- что отравляет отношения?
Между дочерью и родителями мы наблюдаем столкновение.
А какова его причина? Из- за чего выплескивается столько эмоций, вспоминается столько обид?
Примерные ответы детей:
- Трудный возраст дочери.
- Невоспитанность, упрямство, плохой характер дочери.
- Успеваемость, учеба.
- Лень, неаккуратность.
- Придирчивость родителей.
- Родители считают ее ребенком, а она уже взрослый человек.
И т. п.
Ведущий: Таня конфликтует с родителями, отстаивая свое право на взрослое поведение: вредные привычки, выбор друзей, поздние гулянья, вызывающая внешность и т, д. Что значит, по - вашему, быть взрослым человеком?
(Дети записывают на доску права и обязанности)
Примерные ответы детей:
- Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.
- Получить паспорт.
- Делать что тебе захочется.
- Делать не то, что хочешь, а то, что должен.
- Иметь много обязанностей.
- Жить по правилам, выполнять все законы.
Ведущий записывает ответы детей в два столбика, разделяя на права и обязанности. Заполнив таблицу, задаё т вопрос: по какому принципу он разделил ответы.
Ведущий: Быть взрослым - значит иметь не только права, но и обязанности. Родители выполняют свои обязанности по отношению к вам. Если Таня хочет быть взрослой, она должна взять на себя часть семейных обязанностей: мытье посуды, уборку квартиры, вынос мусора и т. п. Ученые утверждают, что две трети подростков конфликтуют с родителями. И только каждый третий умеет ладить с близкими. К какой части детей относитесь вы? (Дети высказываются.)
На какой почве чаще всего случаются конфликты?
Примерные ответы детей:
- Не помогал по дому.
- Учеба, поведение.
- Поздно приходил домой.
- Вредные привычки (курение).
- Из-за моей компании.
- Внешний вид (прическа, одежда).
- Мои поздние возвращения домой.
- Плохой характер родителей.
- Из-за денег, покупки вещей.
И т. п.
Ведущий: Как видим, причин у конфликтов может быть много, но результат один: конфликты осложняют нашу жизнь, мешают учебе, отравляют существование.
II «Способы выхода из конфликта»
Ведущий: Итак, мама и дочь Таня не поладили. Какие же есть способы выхода из ситуации? На листочках написаны 5 вариантов поведения в конфликтной ситуации (дети зачитывают) :
а) соревнование (соперничество, наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения, когда хотят добиться своего в ущерб другому;
б) приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого;
в) компромисс как соглашение между участниками конфликтной ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;
г) уход от конфликтной ситуации (уклонение);
д) сотрудничество, когда участники приходят к решению, которое устраивает обе стороны.
III Ролевая игра «Если бы психологом был я.»
Ведущий: Вы узнали, какие способы поведения могут выбрать участники конфликтной ситуации. Представьте себе, что вы психолог и именно к вам на консультацию пришла мама с Таней. Как бы вы объяснили им их поведение? Какие бы советы дали?
Примерные ответы детей:
- Таня выбрала самый плохой способ поведения - соперничество. Это поведение превращает ее в эгоистку.
- Мама тоже выбрала плохой способ поведения - приспособление. При таком поведении она лишается уважения дочери теряет уважение к себе.
- Лучший способ поведения для них - это найти компромисс. Маме нужно немного ослабить давление на дочку, а дочери нужно пойти навстречу маме и помогать по дому, улучшить учебу, прислушиваться к советам родителей.
IV Работа в группах «Секрет счастливой семьи»
- Всем известно, что каждый человек уникален, неповторим. Люди отличаются друг от друга не только внешностью и характером, но и вкусами, взглядами, мнениями. У членов семьи могут быть противоположные точки зрения на разные вопросы. Как же удается некоторым счастливым семьям избегать ссор?
Сейчас я предлагаю вам найти ответ на этот вопрос. У себя на столах вы видите лист бумаги, на котором я прошу вас изобразить портрет счастливой семьи, и поделиться с нами своим секретом. По окончании работы вам будет представлена возможность защитить свои проекты.
На мой взгляд, секрет счастливой семьи очень прост: они умеют владеть собой и находить компромиссы.
Ведущий: Умение владеть собой, контролировать свои эмоции и поведение пригодится не только в семье, но в школе, на работе - везде, где приходится общаться с людьми.
Чтобы научиться владеть собой, нужно заниматься самовоспитанием, уметь поставить себя на место другого человека.
Чтобы избежать недопониманий, нужно соблюдать золотое правило общения: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
Предлагаю Вам сейчас прослушать начало предложения и придумать конец предложения:
Мне хорошо, когда мои родители.
Мне грустно,.
Я чувствую себя неуверенно с родителями, когда.
Я горжусь собой, когда я с родителями…
Когда я думаю о своей семье, я.
Папе (маме) будет приятно услышать.
Сегодня на занятии мне было. (вырази чувство).
То, что мне действительно нравится в моей семье, это.
Я думаю, что труднее всего в нашей семье живется. потому что…
Легче всего в нашей семье живется. потому что…
Счастливее всего я чувствую себя, когда.
Я чувствую себя хорошо, когда мои родители.
Я чувствую себя глупо, когда.
Я чувствую себя неуверенно, когда.
Я горжусь собой, когда я с родителями.
Мне бывает нелегко понять старших, потому что.
Родителям трудно понимать меня, когда.
Чтобы меня понимали родители, я.
Если бы я был на месте родителей.
Не будь родителей, я.
Моя жизнь была бы счастливее, если бы я.
- Я вам желаю взаимопонимания с вашими родителями и любви.
А что значит любить родителей? (ответ детей)
V Заключительное слово.
Ведущий: Причины недопонимания между родителями и детьми подростки объясняют «разными взглядами на жизнь». На самом деле причина большей частью - в незрелости подростков, в их неготовности к жизни. С возрастом отношение к родителям, как правило, меняется. На этот счет есть остроумное высказывание Марка Твена: «Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я его еле переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие 7 лет поумнел». Мне кажется, что и вы когда-нибудь согласитесь с известным писателем.
VI Подведение итогов
Ведущий: Захотелось ли сразу после школы сходить за хлебом или вынести мусор?
Наше мероприятие подошло к концу и мне остаётся лишь поблагодарить вас за работу, за внимание и пожелать мира согласия и гармонии вам и вашим семьям.
Вручение дипломов командам.