Ирина Аницаева
Конспект беседы с детьми по картинкам «Лес зимой» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с изображением зимнего леса в различных картинах и иллюстрациях и с описанием тех же явлений в стихах. Подвести детей к пониманию различных способов изображения и средств выразительности.
Материалы: картины, мольберт, книги со стихами
Метод проведения занятия:
Картины по одной ставятся перед детьми на мольберт. Несколько секунд дети рассматривают их молча, затем воспитатель читает стихи и проводит беседу.
И. Суриков.
Белый снег, пушистый, Труженик - крестьянин
В воздухе кружится Вытащил санишки,
Публикация «Конспект беседы с детьми по картинкам „Лес зимой“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
И на землю тихо Снеговые горы
Падает, ложится Строят ребятишки.
И под утро снегом Уж давно крестьянин
Поле забелело, Ждал зимы и стужи,
Тосно пеленою И избу соломой
Все его одело. Он укрыл снаружи.
Темный лес, что шапкой Чтобы в избу ветер
Принакрылся чудной Не проник сквозь щели,
И заснул под нею Не надули б снега
Крепко непробудно… Вьюги и метели.
Божьи дни коротки, Он теперь покоен-
Солнце светит мало,- Все кругом укрыто,
Вот пришли морозцы- И ему не страшен
И зима настала. Злой мороз, сердитый.
(картина из книги «Родные картинки», рисунки П. Басманова)
Восп: давайте посмотрим, что изобразил художник?
Дети: нарисовано поле и лес, это зима.
Восп: как вы поняли, что это зима?
Дети: все в снегу.
Восп: а что виднеется в дали?
Дети: лес. Он тоже весь в снегу и чуть виден.
Восп: теперь посмотрите на небо: какое оно светлое, чуть голубое. Вокруг тишина. Все словно спит. А кого вы заметили на этой картине, кто не спит?
Дети: зайчик, сорока.
Восп: верно художник показал, что в лесу и зимой идет жизнь. Посмотрите внимательно: снег нарисован только белым?
Дети: снег нарисован голубоватым.
Восп: а какие еще цвета есть в этой картине?
Дети: светло-желтый, зеленоватый, серый, светло-лиловый.
Восп: видите, все цвета светлые. А сорока резко выделяется своим темным оперением на белом снегу.
(картина из книги В. Бианки «Сказки зверолова», рисунки А. Рылова)
Восп: на первой картине мы были с вами на поляне, а лес виднелся вдалеке.
А на этой картине мы в лесу. Кто что может сказать про эту картину?
Дети: елки в снегу и снег на земле; на дорогу выбежала лисичка, а на бревне сидит белочка.
Восп: все верно. Дорога уходит в глубину леса, а лес темный и густой. Какого цвета ели зимой?
Дети: темно-зеленого, темно-коричневого.
Восп: посмотрите небо желтое, и верхушки деревьев в дали лиловато-желтоватые. На снегу темно-голубые тени. Вероятно, скоро наступит вечер, поэтому небо желтоватое, и тени на снегу темные. Посмотрите внимательно: художник полностью нарисовал все деревья?
Дети: нет верхушек.
Восп: деревья такие большие, что не поместились в нашу картину.
(картина из книги «Снег да снег», рисунки Г. Никольского)
С. Есенин.
Пороша
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлась на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Восп: ребята посмотрите, как вам кажется, тихая погода или ветреная?
Дети: по нагнувшимся деревьям видно, как сильно дует ветер и гонит снег, это метель. Какой-то человек едет верхом на лошади. Ему трудно ехать: ветер и снег мешают.
Восп: а вы заметили, какое темное небо?
Дети: небо все в тучах.
(картина из книги Н. Сладкова «Лесные шорохи», рисунки Я. Крестовского).
Восп: посмотрите теперь на эту картину. Что здесь нарисовано? Что это такое темное?
Дети: пни, которые покрыты снегом, как большими шапками.
Восп: еще они похожи на грибы с толстыми ножками. Вот снега-то насыпало. Посмотрите, какие ярко-синие тени на снегу. Как вы думаете, в солнечный день рисовал художник или в пасмурный?
Дети: солнечный, снег блестит, он ярко-белый, поэтому тени такие яркие, синие.
Восп: как вы считаете, из далека, рисовал художник или в близи все видел?
Дети: он подошел близко и даже увидел следы на снегу.
Восп: а почему еще можно догадаться, что художник рисовал на близком расстоянии?
Дети: от высоких деревьев ему были видны только нижние части стволов.
(картина из книги Е. Трутневой «Зима, весна, лето, осень», рисунки С. Куприянова)
Восп: кто сможет рассказать мне про эту картину?
Ребенок: зима. Лес. Все покрыто снегом. Недавно был сильный снегопад. На каждой ветке лежит толстым слоем снег. Все освещено солнцем. Это видно потому, что солнечный свет лежит на снегу, на стволе березы. Небо светлое, где жёлтое, где голубое, где лиловое. Деревья и толстые, так что верхушек не видно, и тонкие. Вдали елки, а впереди березы.
Восп: мы с вами посмотрели картины разных художников. Каждый из них изобразил лес по своему: один нарисовал его в дали, а другой словно вошел в лес и увидел там зверей; третий художник нарисовал только их следы. В одних картинах погода хорошая, светит солнце, а в других тучи и идет снег. Когда мы с вами будем рисовать лес зимой, каждый может подумать, что он нарисует, о чем расскажет в своей картине.