Елена Устьянцева
Беседа-рассуждение с опытами «Чудо-нос»
▼ Скачать + Заказать документы
БЕСЕДА – РАССУЖДЕНИЕ С ОПЫТАМИ «ЧУДО – НОС»
Задачи
1. Дать понятие о строении носа.
2. Развить обонятельное восприятие.
3. Воспитать осознание важности познания своего организма.
4. Познакомить с правилами поведения и гигиены дыхательных путей.
5. Воспитать у детей понимание важности заботы о своем здоровье.
Оборудование: таблица «Строение носа»; стаканчики, закрытые марлей, с различными пахучими веществами, игрушка Петрушка.
Ход занятия.
Воспитатель
Я задам всем вас вопрос:
Для чего нам нужен нос?
Ответы детей
Воспитатель
С носом одни неприятности. Посудите сами!
Если с горки упадешь,
Нос себе ты разобьешь.
Хочешь знать, пришел кто к маме –
Дверью нос тебе прижали
И сказали: «Твой-то нос,
Чтобы знать все, не дорос!».
И останешься ты с носом,
Будешь нос свой утирать.
Ну, а он начнет чихать!
А дышать мы и ртом можем. Так? А вот и не так. Нос наш важен так же, как и другие органы. И дышать нужно носом, а не ртом.
Рассматривание таблицы «Строение носа». (Приложение 1)
Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, стенки которого покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются проникнуть вместе с воздухом в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринту, воздух согревается так, что в легкие он попадает уже теплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и наш нос очищается.
А еще нос первым сообщает мозгу о непригодном для дыхания воздухе. При ощущении неприятного запаха мы стараемся дышать реже.
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки,
На полянке – землянику,
В грядке – спелую клубнику.
В огороде чует нос,
Где чеснок и лук подрос.
Игра «Узнай по запаху»
В стаканчиках, закрытых марлей, лежат корка апельсина, жевательная резинка, чеснок, лук, духи, туалетное мыло, ваниль. Воспитатель предлагает детям догадаться по запаху, что внутри стакана. После ответов детей воспитатель уточняет: для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.
Человек может различать около 400 различных запахов.
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?
Физкультминутка. Массаж спины «Суп»
Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребенка.
Чики-чики-чики-ща! Похлопывают ладонями.
Вот капуста для борща.
Покрошу картошки, Постукивают ребрами ладоней
Свеколки, морковки,
Полголовки лучку. Поколачивают кулачками
Да зубок чесночку.
Чики-чок, чики-чок – Поглаживают ладонями.
И готов борщичок.
(М. Богородицкая)
Воспитатель.
Ребята, я хочу рассказать вам историю, которая произошла с Петрушкой. (Приложение 2)
Про нос мой, дети, расскажу:
Его везде всегда сую.
Как с носом лучше обращаться,
Я вас, ребята научу.
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.
(Г. Остер)
Вы знаете, ребята, Петрушка любил ковырять в носу пальцем, нос вытирал рукавом, ходил без шапки, любил подраться и часто получал по носу. И нос у него всегда был распухший и красный. Обиделся нос и убежал от петрушки в лес. А в лесу столько запахов. Пахнут деревья, травы, цветы. А в самом носу есть 10 миллионов специальных луковичек, и от них, как провода, тянутся 10 миллионов нервов, которые передают в наш мозг специальный сигнал о каждом запахе.
Идет нос по лесу, радуется, наслаждается запахами. Но вдруг на него напала простуда. В одно мгновение нос заложило, и он сразу перестал чувствовать запахи. Ведь слизистые оболочки в носу разбухли и забились слизью. Запахи, находящиеся в воздухе, перестали раздражать обонятельные нервы. Давайте попробуем, что получится, если не дышать через нос. Сначала понюхаем апельсиновую дольку – для этого глубоко вдохнем через нос. Затем зажмем нос и глубоко вдохнем ртом. И запах апельсина мы почти не почувствуем. Вот что происходит во время насморка.
Воспитатель.
Ребята, а давайте мы с вами сделаем массаж носа для профилактики насморка.
Раз-два-три-четыре-пять – Дети легко тянут сами себя
Вышел Носик погулять. за нос.
Нос не хочет простужаться,
И не хочет он чихать.
Значит, надо нам, ребята,
Упражненья выполнять.
Массаж носа «Улитка»
От крылечка до калитки Трут указательными пальцами,
Три часа ползли улитки, массируя ноздри сверху вниз и
Три часа ползли подружки, снизу вверх 10-20 раз.
На себе таща избушки.
А что же Петрушка? Проснувшись, он кинулся искать свой нос. А когда нашел его, бедненького, простуженного, в лесу, то принялся его лечить. Ведь Петрушка даже вкуса еды не мог по-настоящему почувствовать, не ощущая ее запаха. А какие способы лечения простуды вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель
Нужно одеваться по погоде. Главное, чтобы ноги были в тепле. Еще древние греки говорили: «Держи голову в холоде, желудок в голоде, а ноги в тепле». Промочил ноги – схватил насморк. Можно попарить ноги в тазике с горячей водой, в которую можно добавить горчицы. Затем надо вытереть ноги сухо-насухо и надеть теплые шерстяные носки. И еще надо пить много горячего чая с медом и малиной, теплого молока. А если чихаете, обязательно прикрывайте нос платком, чтобы не заражать своими микробами всех, кто находится рядом.
А Петрушка с той поры стал свой нос беречь: в нос не засовывал посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т. п., а если иногда простудился, то никогда не сморкался сильно и не втягивал слизь в себя, чтобы не заболело ухо, всегда пользовался только своим носовым платком. И на прощание Петрушка хочет вам дать такой совет.
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы, сон, когда придет,
Тихо спать, закрывши рот.
Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать,
День на солнце не сидеть –
Носик может обгореть!
А зимой в большой мороз
Не высовывать свой нос!
(Ю. Прокопович)