Ольга Трухан
Беседа — рассуждение «Почему обитатели лесов, полей, лугов стали символами белорусов» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа - рассуждение
«Почему обитатели лесов, полей, лугов стали символами белорусов?»
Цель: формирование у детей представлений о природных сообществах (лес, поле, луг, болото) и их обитателях (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевер, василек); совершенствование у детей представлений о природных символах Беларуси и их использовании в жизнедеятельности людей; развитие памяти, внимания, творческого воображения, воспитание чувства принадлежности к своей стране.
Публикация «Беседа — рассуждение „Почему обитатели лесов, полей, лугов стали символами белорусов“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Беларусь. Республика Беларусь
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
Материал: иллюстрации с изображением леса, поля, луга, водоема, болота и их обитателей; изображения природных символов;
Ход беседы
Восп. : - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по родному краю на поиски его природных символов. Рассмотрите выставку природных сообществ и их обитателей.
Восп. :- Лес. Кого здесь можно встретить? Почему эти животные выбирают своим местом обитания лес? (Ответы детей.)
Отгадайте загадку-описание (о зубре): «Я - самый крупный и самый сильный зверь леса. Телосложение мое массивное, я тяжелый. Окраска шерсти буро-коричневая. Питаюсь побегами деревьев, листьями, корой деревьев и кустарников, травой. Удивительной моей чертой является спокойствие, если меня не трогать. И звуки я издаю только в минуты опасности или боли. В этом я похож на белорусов -таких же мирных, терпеливых, но сильных и выносливых людей».
Восп. : - Луг. Кого здесь можно встретить? Почему эти обитатели выбирают для себя луг? (Ответы детей.)
Детям предлагается загадка - описание о клевере: «Я - растение очень выносливое. Листья мой состоят из трех отдельных листочков, на каждом из них есть светлая метка. Листья волосистые, на них долго задерживается роса и дождевые капли. Цветок у меня своеобразный: два вогнутых лепестка срослись и похожи на лодочку, они располагаются в нижней части цветка; два боковых напоминают весла, а верхний - выпуклый, приподнятый -похож на парус. Цвету я с мая по октябрь. Отцветут нижние цветки, побуреют, за ними зацветает ряд, который выше, а потом следующий и так до самой верхушки. Приятный аромат держится все лето. Жарким летним днем не счесть шмелей и пчел. За сочность моих листьев и цветов меня очень любят домашние животные. Недаром люди говорят: «Молоко дают коровы, когда сыты и здоровы». Вот какая польза от меня человеку. Вот за что человек меня ценит».
Физкульминутка «Мы по лугу прогулялись»
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
Восп. : - Озеро, болото. Кого здесь можно встретить? Почему обитатели любят такие места, как озеро и болото? (Ответы детей.)
Детям предлагается загадка - описание об аисте: «Мы стром свой гнезда на ветвистой макушке дерева или просто на высоком столбе. К тому же в гнезде у меня, кроме моих птенцов, много «квартирантов»: воробьев, скворцов, трясогузок. Мы общаемся между собой, постукивая верхней половиной клюва о нижнюю. Пища наша -черви, насекомые, рыбы, мелкие млекопитающие. Весной мы всегда возвращаемся на Родину - Беларусь, к своему родному гнезду. У нас с человеком много общего, за это люди нас любят».
Восп. : - Поле. Какие растения здесь можно встретить? Они сами выросли или их вырастил человек? (ответы детей)
Детям предлагается загадка-описание о льне: «Я - тонкое, стройное, «голубоглазое» растение, которое привлекло внимание человека еще в глубокой древности. Люди заметили, что при ветре я сгибаюсь до самой земли, но не ломаюсь, а снова выпрямляюсь, и сделали вывод, что тонкий стебель этой былинки очень крепок. Корешок, наоборот, слаб, дает мало боковых ответвлений, потому так легко выдергивается из почвы.
Цветение мое - приятное зрелище: волнуется голубое море. Из моего волокна вырабатывают различные ткани. Есть польза для человека и от льняного масла. В Беларуси я живу очень давно, люблю ее точно так же, как и все белорусы. Вот такой я патриот!»
Детям предлагается загадка-описание о васильке: «Меня всегда можно встретить около поля, где колосится рожь или пшеница. Чаще всего меня называют «полевым» за то, что расту около поля, или «синим» - за сине-голубую окраску цветов. Цвету я с июня по сентябрь. Я люблю вплетаться в венки, красоваться на музыкальных фестивалях, вышивках рушников. Но любят меня в Беларуси не только за красоту, а еще за то, что я очень простой и нежный цветок, как и сами белорусы».
Восп. : - О каком символе мы не поговорили? Как вы определите место произрастания сосны? Действительно, сосна - самое распространенное дерево в лесах Беларуси, которое может расти и на каменистых почвах, и на солончаковых, и на песчаниках, и даже на болоте, везде, куда ветер занесет маленькое крылатое семечко, сосновый росток приживается. Ни морозы сосне не страшны, ни жара, ни ветры, ни засуха.
Можно ли сосну назвать часовым всех природных сообществ, а значит и часовым нашей Родины? (Ответы детей.)