Приложение МААМ

Конспект интегрированного занятия-беседы «Полхов-майданская матрёшка»

Галина Головкина
Конспект интегрированного занятия-беседы «Полхов-майданская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: расширять представления о народных игрушках и народных промыслах на примере Полхов-Майданской матрёшки : материале изготовления, этапах изготовления, особенностях росписи, месте изготовления; обогащать сенсорный опыт ; развивать чувство формы, цвета, пропорций; развивать навыки работы с картой.

Дорогие ребята, сегодня я с удовольствием познакомлю вас с интересными, яркими, весёлыми народными игрушками. (Игрушки прикрыты скатертью.) Догадайтесь, о чём мы будем говорить?

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке.

(Матрёшки.)

Публикация «Конспект интегрированного занятия-беседы „Полхов-майданская матрёшка“» размещена в разделах

(На столе расположена выставка Полхов - Майданских матрёшек.) Правильно. Это матрёшки. Такие игрушки изготовляют и любят в нашей стране, поэтому их можно назвать символом России. Они вам нравятся? (Да.) Они такие яркие и красивые, что так и хочется ими полюбоваться. Давайте полюбуемся. (Дети любуются игрушками.) Почему они вам нравятся? (Яркие, нарядные, праздничные, весёлые, озорные, так и хотят завести хоровод

Кто догадался, из какого материала изготавливают матрёшек? (Из дерева.) Правильно. Этих красавиц изготавливают из дерева. Значит, игрушки какие? (Деревянные.) Из какой части дерева делают матрёшку? (Из ствола.)

Для изготовления матрёшек берут мягкие породы деревьев, деревьев с мягкой древесиной. Как вы думаете, это какие деревья. (Дуб, сосна? Нет) Чаще всего липу или осину. Покажите на картинке липу и осину. Спиливают дерево, разрезают на заготовки в виде цилиндров и сушат их. Если не просушить заготовку, то потом матрёшка может дать трещину. Получается, что матрёшка сделана из настоящего живого дерева. А какое дерево на ощупь? (тёплое, мягкое и, если прислониться к нему щекой, то можно почувствовать какая оно теплое и душевное.) Давайте приложим щекой матрёшку, а к другой камень. (Дети сравнивают деревянную и металлическую игрушку.)Вот срубили дерево, его распилили, что, как вы думаете, будут делать мастера дальше? Дерево сушат несколько месяцев, затем на токарном станке вытачивают заготовку. Вот такую. (Воспитатель демонстрирует заготовку.)

Ребята, сравните заготовку и матрёшку : чем они похожи и чем отличаются? (Заготовка и матрёшка сделаны из дерева и имеют одинаковую форму, но заготовка не раскрашена, а матрёшка раскрашена : у неё нарисовано лицо, платок, руки, фартук, сарафан, рубашка.)

Вы правильно заметили, что незабываемый образ матрёшки придаёт ей её яркий наряд. Давайте рассмотрим внимательнее. Вначале рассмотрим лица кукол. Чем похожи? Чем отличаются (У всех матрёшек выразительные глаза, румянец на щеках, круглые губы, но все они по-разному смотрят на нас.) Вы правильно заметили, что, не смотря на то, что у всех матрёшек есть глаза, нос, рот, щёки, у каждой из них свой характер.

Когда мастер рисует лицо кукле, он передаёт своё настроение, свой характер через кисть и краску матрёшке. Какое настроение у мастера, такие по характеру и получаются матрёшки : весёлые, добрые, хитрые, строгие. Давайте посмотрим на наших матрёшек и определим их характер. (Дети рассматривают игрушки и высказывают своё мнение.)

Давайте рассмотрим наряд игрушки. Чем украшен костюм матрёшки (Цветами, травой.) Какие цветы вы узнали? Как они называются? Что ещё вы увидели в наряде? (2-3 ребёнка описывают наряд игрушки.) Правильно, наряд у матрёшки очень красивый и красочный. На платьях — розы, тюльпаны, а также невиданные фантастические цветы. Полхов-майданские мастера используют разные приемы росписи. “Цветы с наводкой” выполняется с предварительным наведением рисунка и последующей заливкой цветом. Покажите мне «цветы с наводкой». “Цветы без наводки”, или “травки”. Покажите мне «цветы без наводки». “Пестрение” выполняется линейными мазками, черными точками. Кстати, полное название матрешки — “ матрешка-тарарушка”. Какие цвета используют мастерадля украшения матрёшки? ( Мастера используют самые яркие цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный.)

Как вы думаете почему этих матрёшек назвали Полхов – Майданскими? (потому что их изготовляют в селе Полхов – Майдан) Правильно, эти матрёшки изготовляются в селе Полхов – Майдан Вознесенского района Нижегородской области. Это село расположено рядом с городом Саров. Давайте найдём на карте это село и обозначим его матрёшкой.

Наша страна богата мастерами умельцами, их изделия знают во всём мире. В селе Полхов – Майдан изготовляют замечательные деревянные игрушки – матрёшки. Они яркие, красивые, неповторимые. Изготавливают их многие жители села- целыми семьями, весь народ Поэтому и называется это игрушка народной!

Полх-майданская матрешка,

Ты красива, весела.

Поиграй со мной немножко,

Ведь ты очень мне мила.

Я могу тебя часами

Собирать и разбирать.

Мы мечтаем с братом сами

Твой наряд нарисовать.

Кисти мы возьмем и краски,

Все узоры разглядим.

И матрешку, словно в сказке,

Мы в рисунке оживим.

Предложить детям кто хочет оживить нарисованную матрёшку.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Весёлая матрёшка» Интегрированное занятие в группе раннего возраста «Весёлая-матрешка» в группе раннего возраста. Воспитатель Балашова Мария Владимировна.

Дидактическое пособие «Матрёшка» Тематический план к проекту: «Матрешка, любимая игрушка» 2 мл группа. 1 Знакомство с народной игрушкой – матрешкой. Заучивание стихотворения.

Городской конкурс «Русская матрёшка»Городской конкурс «Русская матрёшка» Месяц назад у нас городе был объявлен конкурс "Русская матрёшка" А название и сам конкурс пришёл к нам из города Череповца, который находится.

Конспект комплексного занятия «Матрёшка» Тема: «Русская народная игрушка (матрёшка)». Цель:1. Прививать интерес к декоративно-прикладному искусству. Задачи: 1. Учить различать разные.

Конспект занятия по рисованию: «Писанки по мотивам росписи Полхов — Майдан»Конспект занятия по рисованию: «Писанки по мотивам росписи Полхов — Майдан» Цель: учить детей расписывать писанки по мотивам росписи Полхов - Майдан, передавая в ярких красках росписи пасхальную радость, простодушное.

НОД «Русская матрёшка»НОД «Русская матрёшка» Содержание организованной образовательной деятельности. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Проект «Матрёшка» Для реализации комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса я активно использую проектный метод. С учётом интересов.

Проект «Весёлая матрёшка» .

Фотоотчет о проекте «Русская матрёшка»Фотоотчет о проекте «Русская матрёшка» Хочется поделиться, как в нашей группе проходил проект «Русская матрёшка». В наше время дети не владеют достаточной информацией о традиционной.

Сценарий утренника «Русская матрёшка» в начальных классах Русская матрешка. На праздник дети приходят с флажками, на которых нарисованы матрёшки. Выставка рисунков, поделок матрёшек- игольниц, аппликации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия-беседы «Полхов-майданская матрёшка»
Опубликовано: 1 октября 2015 в 13:39
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия-беседы «Полхов-майданская матрёшка»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Головкина (УИ 250288) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД