Снежана Киунова
Беседа о писателе «Павел Петрович Бажов и его сказы» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60»
«Павел Петрович Бажов и его сказы»
с детьми старшего дошкольного возраста
Выполнила
воспитателем
Киунова С. В.
Березники 2015 г.
Публикация «Беседа о писателе „Павел Петрович Бажов и его сказы“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Цели: Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через знакомст-во с творчеством уральского писателя П. П. Бажова.
Задачи: Познакомить детей с творчеством уральского писателя П. П. Бажова. Формировать чувство гордости за свой родной край.
Ход беседы
Бажов Павел Петрович – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.
Жить на Урале и не знать сказов Павла Петровича Бажова невозможно. Его, наверное, можно было бы назвать первым писателем Урала, потому что он открыл миру Урал во всем его величии и красоте, с его историей, людьми, богатствами гор, народными сказаниями и легендами, с его бога-тейшим языком.
Познакомимся с произведениями П. П. Бажова : "Серебряное копытце", "Огневушка - поска-кушка", "Синюшкин колодец", "Малахитовая шкатулка", "Каменный цветок" (показ художественной литературы и иллюстрации).
Но не все знают, какой непростой была судьба писателя. О Бажове можно сказать, что у него "необыкновенная биография в необыкновенное время".
Представить только: мальчишка из заводского поселка учится на священника, а становится всемирно известным писателем, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Государственной премии. В его судьбе были и большие потери, и неожиданные чудеса.
Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдо-вать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.
Родился Павел Петрович Бажов 27 января 1879 года (133 года назад) в поселке Сысертского завода, недалеко от Екатеринбурга в семье Петра Васильевича, потомственного рабочего-медеплавильщика. Павел был единственным и любимым сыном в семье. Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яр-кими. Всего П. П. Бажов написал 52 сказа. С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.
Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей, о камне-резах, углежогах, добытчиках камня, металлургах. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале. В городе Екатеринбурге на высоком холме стоит памятник П. П. Бажову.
Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах - жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, ста-рателей.
Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.
Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы нашей страны. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель российской тяжелой промышленности и металлургии: ещё при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.
Богата история земли, на которой мы живём. Здесь гармонично сочетаются красота природы, загадки былого, удивительные памятники. Куда ни взгляни – всюду окружают нас величественные леса, зеркальная гладь озёр и синие горы. Многообразию легенд и сказаний, написанных об Урале, может позавидовать любой край.
Свою главную книгу он написал в 1939 г. в возрасте шестидесяти лет. «Малахитовая шкатул-ка» – это сборник самобытных уральских сказов, вызывающий интерес у многих поколений читате-лей разных стран. Эта книга принесла писателю мировую известность. В 1943 г. уральскому сказоч-нику присвоено звание лауреата Сталинской премии II степени, а в 1944 г. за плодотворную творче-скую деятельность он награждён орденом Ленина – первым и единственным из числа уральских пи-сателей.
Серебряное копытце: краткий пересказ с показом иллюстраций
Главный герой рассказа – старый рабочий Кокованя, у которого не было семьи. Как-то он за-хотел взять к себе жить сироту, чтобы не проводить свою старость в одиночестве.
Люди рассказали Коковане, что в конце деревни растет маленькая девочка, родители которой умерли. О девочке должна была заботиться другая семья, однако ребенок не получал должной любви и ласки.
Когда наступил праздник, дед пошел уговаривать маленькую девочку переехать к нему. Что-бы заинтересовать ребенка он рассказал историю о необыкновенном козле, который топает своей волшебной ножкой.
Девочка очень хотела узнать подробности, однако дед сказал, что расскажет ей всю историю, только после того, как она переедет к нему. Девочка согласилась переехать к доброму деду. Он каж-дый день ходил на работу, она готовила еду и убирала избу. Дед каждый вечер рассказывал своей приемной внучке разные сказки.
Однажды, девочка попросила рассказать до конца сказку про волшебного козла. Дедушка по-ведал внучке, что у козла есть серебряное копытце: где оно стукнет, на том месте будет драгоценный камень. Девочка, заинтересовавшись сказкой, попросила, чтобы дед взял ее с собой в лес.
Дедушка согласился. В лесу у него был маленький домик с печкой, в котором девочка вместе со своей кошкой ждала деда с охоты. Когда дед в очередной раз пошел в лес охотиться на дичь, де-вочка увидела в окошко, как ее кошка играет с тем самым волшебным козлом, о котором рассказы-вал старик.
Девочка выбежала на улицу и увидела, как козел запрыгнул на крышу и начал быть своим се-ребряным копытцем по дому. За считанные секунды дом был обсыпан драгоценными камнями.
Когда пришел дедушка, они вместе с девочкой набрали целую шапку камней. Это позволило им всю дальнейшую жизнь прожить в достатке и благополучии.
Воспитатель: Понравилась ли вам сказ? Чем? (ответы детей)
Воспитатель: Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
Дети: Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиноче-ство его угнетало.
Воспитатель: А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
Дети: После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на пред-ложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.
Воспитатель: Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?
Дети. Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу
Воспитатель: Можно сказать, что они были счастливы?
Дети. Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.
Воспитатель: Почему же им так хотелось увидеть Серебряное копытце?
Дети: Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо.
Воспитатель: У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не подаются искушению, не жадничают на дар-мовщинку, прекрасно понимая, что богатство не синоним счастья.
Воспитатель: Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?
Дети. Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.
Воспитатель: И нам надо быть добрыми и ласковыми