Башмакова Татьяна Михайловна
Беседа «Москва — Столица России». Рассказ Е. И. Чарушина «Кабан»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация содержания программы в образовательных областях:«Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная.
Цели: расширять представления о столице нашей Родины – Москве; познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве; понимать образное содержание рассказа; закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений; обратить внимание на нравственные качества героев рассказа.
Целевые ориентиры дошкольного образования: знает и называет столицу России; может рассказать об особенностях герба города Москвы; формулирует ответы на вопросы по содержанию прочитанного рассказа «Кабан»; оценивает нравственное содержание поступков героев рассказа, аргументируя свою позицию.
Материалы и оборудование: фотографии достопримечательностей Москвы; герб Москвы.
1. Вводное слово воспитателя.
– Города – удивительное творение рук, ума, таланта человека. Маяковский так написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». Как вы понимаете смысл этих слов? Давайте с волшебным клубочком совершим увлекательное заочное путешествие по столице нашей Родины – Москве. Послушайте стихотворение:
Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришелец: ты вздрогнул – он упал!
Вселенная замолкла… Величавый,
Один ты жив, наследник нашей славы.
М. Лермонтов
2. Беседа на тему «Москва – столица России».
– Сегодня волшебный клубочек поведет нас в город, о котором говорят так: «Москва – белокаменная, златоглавая, краснозвонная, хлебосольная да приветливая». Давайте пройдем по самому центру Москвы, по Кремлю и Красной площади.
Москва по-особенному разговаривает с горожанами и своими
гостями.
Учитель включает запись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов.
– На что похож голос города? (На биение большого сердца.) Вот теперь мы сможем ответить, что значат слова о Москве. Почему Москву назвали белокаменной, златоглавой, краснозвонной, хлебосольной. Москва – столица России. Кто знает, что значит слово «столица»? (Столица – главный город страны.) Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным? Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.
Воспитатель вывешивает на доску изображение герба Москвы.
– Вот и в гербе Москвы изображен герой – святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные. (Белый, красный, синий, золотой.) Что они могут значить? Золотой – цвет хлеба, золото куполов; синий – цвет мирного неба; красный – цвет победы, силы; белый – цвет чистоты, добра. А все вместе напоминает хлеб-соль на красной скатерти – знак уважения к гостям, открытой, щедрой души города. Москва – столица России. В каждой стране есть главный город, столица. Теперь мы знаем, чем интересна Москва, чем она примечательна.
Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Кабан».
– Послушайте рассказ Е. И. Чарушина «Кабан». (Читает рассказ.) Как вы думаете, о чем это произведение? Что вы знаете о кабане? (Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове – мощные клыки. Продвигаются кабаны по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот.)
Рано утром, когда в зоосаду никого нет, автор рисует марала Сережу. У Сережи новые рога, ведь каждый год олени сбрасывают старые рога, и у них начинают расти новые, сперва мягкие и живые. Только потом рога становятся твердыми.
В этот час все звери в зоосаду играют.
Ягуар катает деревянный шар. Медведь-губач стоит на голове, слон прижал к стене дворника и доедает его метлу. Волки бегают по кругу стаей, то в одну сторону, то в другую.
В птичьих вольерах пляшут-танцуют журавли-красавки. А наш серый журавль ходит и восстанавливает порядок, наказывая нарушителей клювом.
У Сережи молодые рога чешутся, он не стоит спокойно, а автор его рисует. Рисует, и ничего вокруг не замечает.
Вдруг сзади него что-то хрустнуло. Автор оборачивается и видит кабанов, сразу шесть штук, которые клином идут на него. И нет между ними никакой решетки.
Автор со страху запрыгивает на решетку вольеры и сидит там. С одной стороны его пытается скинуть и забодать Сережа, с другой оскалились кабаны. И походя съели рисунки и краски.
Автор понимал, что звать кого-то на помощь криком бесполезно, и решил проползти по решетке до забора, за которым улица. Ползет автор, потом обливается, верхняя доска решетки совсем старая, того и гляди сломается.
Вдруг детский голос громко зовет: "Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька!"
Автор оборачивается и видит мальчонку, который прутиком гонит кабанов обратно в клетку. И грозные кабаны гурьбой послушно бегут в вольеру. Стыдно тут стало автору, кабаны-то ручными оказались.
Физминутка…
Вопросы: -Чем занимался автор в зоосаду? (Автор рано утром пришел в зоосад, чтобы порисовать)
-Что случилось с автором во время его рисования, что его напугало? (Он услышал хруст, обернувшись, увидел кабанов)
-Сколько всего было кабанов? (Всего было шесть кабанов)
-Как поступил автор, увидев кабанов? (Он от испуга полез на загородку оленя Марала)
-Что случилось дальше? Кто спас нашего автор от кабанов? (Появился маленький мальчишка, который отогнал всех кабанов в клетку)
-Чего устыдился автор? (Автору было стыдно за свою трусость. Ведь он испугался кабанов, а маленький мальчишка бесстрашно смог отогнать их в клетку)
-А как вы думаете, почему маленький мальчишка не испугался кабанов? (Он постоянный посетитель зоосада, он кормит этих кабанов, ухаживает за ними и знает как нужно с ними обращаться.)
-Скажите, нужно ли осуждать автора в этой ситуации за трусость? Я тоже думаю, что нет. И хочу вам сказать, чтобы и вы в незнакомой ситуации были осторожными и предпринимали все меры безопасности.
Пословицы к рассказу "Кабан"
У страха глаза велики.
Трусливому зайцу и пень волк.
Волков бояться – в лес не ходить.
Трус своей тени боится.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Кто дрожит – тот и бежит.
– Какой порок высмеивают пословицы? – О какой черте характера говорит этот поступок? (О трусости.)
– Можем ли мы осуждать героя за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию. Не поднял панику, не кричал.) Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему.
- Большие впечатления автор получил от встречи с кабанами, думаю, он очень долго еще вспоминал про этот случай. Даже рассказ написал.
-Давайте, чтобы в нашей памяти тоже остались воспоминания об этом рассказе раскрасим раскраски, которые лежат у вас на столах. А потом организуем выставку наших работ.
5. Рефлексия:Ребята Вам понравился этот рассказ?
Что именно вам понравилось?
- Каких животных мы с вами встретили? (Оленя марала Сергей, ягуара, медведя, слона, волка, журавля, кабана)
-Все эти животные с какого произведения? (Всех эти животных можно встретить в рассказе «Кабан»)
-Кто автор рассказа «Кабан»? (Автор рассказа «Кабан» Евгений Иванович Чарушин) -Чему учит данный рассказ? (Данный рассказ учит нас быть аккуратными в непредвидимых ситуациях. Учит не смеяться над слабостями других).
Ребята,а как бы вы себя оценили,на 4 или 5 ,как вы работали на занятии.
Итог :-На этом наше занятие подошло к концу, всем спасибо за внимание! А ребятам спасибо за работу!