МААМ-картинки

Беседа «Москва — Столица России». Рассказ Е. И. Чарушина «Кабан»

Башмакова Татьяна Михайловна
Беседа «Москва — Столица России». Рассказ Е. И. Чарушина «Кабан»
▼ Скачать + Заказать документы

Реализация содержания программы в образовательных областях:«Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная.

Цели: расширять представления о столице нашей Родины – Москве; познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве; понимать образное содержание рассказа; закреплять знание о жанровых особенностях литературных произведений; обратить внимание на нравственные качества героев рассказа.

Целевые ориентиры дошкольного образования: знает и называет столицу России; может рассказать об особенностях герба города Москвы; формулирует ответы на вопросы по содержанию прочитанного рассказа «Кабан»; оценивает нравственное содержание поступков героев рассказа, аргументируя свою позицию.

Материалы и оборудование: фотографии достопримечательностей Москвы; герб Москвы.

1. Вводное слово воспитателя.

– Города – удивительное творение рук, ума, таланта человека. Маяковский так написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». Как вы понимаете смысл этих слов? Давайте с волшебным клубочком совершим увлекательное заочное путешествие по столице нашей Родины – Москве. Послушайте стихотворение:

Москва, Москва. люблю тебя как сын,

Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и обманом

Тебя низвергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришелец: ты вздрогнул – он упал!

Вселенная замолкла… Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

М. Лермонтов

2. Беседа на тему «Москва – столица России».

– Сегодня волшебный клубочек поведет нас в город, о котором говорят так: «Москва – белокаменная, златоглавая, краснозвонная, хлебосольная да приветливая». Давайте пройдем по самому центру Москвы, по Кремлю и Красной площади.

Москва по-особенному разговаривает с горожанами и своими

гостями.

Учитель включает запись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов.

– На что похож голос города? (На биение большого сердца.) Вот теперь мы сможем ответить, что значат слова о Москве. Почему Москву назвали белокаменной, златоглавой, краснозвонной, хлебосольной. Москва – столица России. Кто знает, что значит слово «столица»? (Столица – главный город страны.) Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным? Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.

Воспитатель вывешивает на доску изображение герба Москвы.

– Вот и в гербе Москвы изображен герой – святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные. (Белый, красный, синий, золотой.) Что они могут значить? Золотой – цвет хлеба, золото куполов; синий – цвет мирного неба; красный – цвет победы, силы; белый – цвет чистоты, добра. А все вместе напоминает хлеб-соль на красной скатерти – знак уважения к гостям, открытой, щедрой души города. Москва – столица России. В каждой стране есть главный город, столица. Теперь мы знаем, чем интересна Москва, чем она примечательна.

Чтение рассказа Е. И. Чарушина «Кабан».

– Послушайте рассказ Е. И. Чарушина «Кабан». (Читает рассказ.) Как вы думаете, о чем это произведение? Что вы знаете о кабане? (Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове – мощные клыки. Продвигаются кабаны по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот.)

Рано утром, когда в зоосаду никого нет, автор рисует марала Сережу. У Сережи новые рога, ведь каждый год олени сбрасывают старые рога, и у них начинают расти новые, сперва мягкие и живые. Только потом рога становятся твердыми.

В этот час все звери в зоосаду играют.

Ягуар катает деревянный шар. Медведь-губач стоит на голове, слон прижал к стене дворника и доедает его метлу. Волки бегают по кругу стаей, то в одну сторону, то в другую.

В птичьих вольерах пляшут-танцуют журавли-красавки. А наш серый журавль ходит и восстанавливает порядок, наказывая нарушителей клювом.

У Сережи молодые рога чешутся, он не стоит спокойно, а автор его рисует. Рисует, и ничего вокруг не замечает.

Вдруг сзади него что-то хрустнуло. Автор оборачивается и видит кабанов, сразу шесть штук, которые клином идут на него. И нет между ними никакой решетки.

Автор со страху запрыгивает на решетку вольеры и сидит там. С одной стороны его пытается скинуть и забодать Сережа, с другой оскалились кабаны. И походя съели рисунки и краски.

Автор понимал, что звать кого-то на помощь криком бесполезно, и решил проползти по решетке до забора, за которым улица. Ползет автор, потом обливается, верхняя доска решетки совсем старая, того и гляди сломается.

Вдруг детский голос громко зовет: "Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька!"

Автор оборачивается и видит мальчонку, который прутиком гонит кабанов обратно в клетку. И грозные кабаны гурьбой послушно бегут в вольеру. Стыдно тут стало автору, кабаны-то ручными оказались.

Физминутка…

Вопросы: -Чем занимался автор в зоосаду? (Автор рано утром пришел в зоосад, чтобы порисовать)

-Что случилось с автором во время его рисования, что его напугало? (Он услышал хруст, обернувшись, увидел кабанов)

-Сколько всего было кабанов? (Всего было шесть кабанов)

-Как поступил автор, увидев кабанов? (Он от испуга полез на загородку оленя Марала)

-Что случилось дальше? Кто спас нашего автор от кабанов? (Появился маленький мальчишка, который отогнал всех кабанов в клетку)

-Чего устыдился автор? (Автору было стыдно за свою трусость. Ведь он испугался кабанов, а маленький мальчишка бесстрашно смог отогнать их в клетку)

-А как вы думаете, почему маленький мальчишка не испугался кабанов? (Он постоянный посетитель зоосада, он кормит этих кабанов, ухаживает за ними и знает как нужно с ними обращаться.)

-Скажите, нужно ли осуждать автора в этой ситуации за трусость? Я тоже думаю, что нет. И хочу вам сказать, чтобы и вы в незнакомой ситуации были осторожными и предпринимали все меры безопасности.

Пословицы к рассказу "Кабан"

У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит – тот и бежит.

– Какой порок высмеивают пословицы? – О какой черте характера говорит этот поступок? (О трусости.)

– Можем ли мы осуждать героя за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию. Не поднял панику, не кричал.) Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему.

- Большие впечатления автор получил от встречи с кабанами, думаю, он очень долго еще вспоминал про этот случай. Даже рассказ написал.

-Давайте, чтобы в нашей памяти тоже остались воспоминания об этом рассказе раскрасим раскраски, которые лежат у вас на столах. А потом организуем выставку наших работ.

5. Рефлексия:Ребята Вам понравился этот рассказ?

Что именно вам понравилось?

- Каких животных мы с вами встретили? (Оленя марала Сергей, ягуара, медведя, слона, волка, журавля, кабана)

-Все эти животные с какого произведения? (Всех эти животных можно встретить в рассказе «Кабан»)

-Кто автор рассказа «Кабан»? (Автор рассказа «Кабан» Евгений Иванович Чарушин) -Чему учит данный рассказ? (Данный рассказ учит нас быть аккуратными в непредвидимых ситуациях. Учит не смеяться над слабостями других).

Ребята,а как бы вы себя оценили,на 4 или 5 ,как вы работали на занятии.

Итог :-На этом наше занятие подошло к концу, всем спасибо за внимание! А ребятам спасибо за работу!

Публикации по теме:

Беседа-рассказ «Воробей»Беседа-рассказ «Воробей» Беседа-рассказ «Воробей». Материал для занятий по познавательному развитию и развитию речи. Уважаемые коллеги, за многолетнюю работу у.

Фотоочерк «Святые места России. Покровский ставропигиальный женский монастырь г. Москва»Фотоочерк «Святые места России. Покровский ставропигиальный женский монастырь г. Москва» Сегодня один из больших раздников православных, Благовещение Пресвятой Богородицы. В такой день хочется поделиться с вами впечатлениями.

Фоторепортаж «Калуга — новогодняя столица России 2021» (часть 1)Фоторепортаж «Калуга — новогодняя столица России 2021» (часть 1) В начале 2020 года Калуга приняла эстафету Новогодней столицы от Рязани. Вместе с символом новогодней столицы хрустальной снежинкой. И.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Беседа «Москва — Столица России». Рассказ Е. И. Чарушина «Кабан»
Опубликовано: 17 января 2025 в 13:00
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа «Москва — Столица России». Рассказ Е. И. Чарушина «Кабан»» (включая файлы) размещена пользователем Башмакова Татьяна Михайловна (УИ 2252738) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД