Елена Зурначева
Беседа «Что такое культура поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа «Что такое культура поведения?».
Цели: Вооружить воспитанников умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.
Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - высокая степень соответствия повседневных поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики. Культура поведения достигается путем сформированности социально значимых нравственных качеств личности, сознательного принятия.
Культура поведения – это культура речи, культура общения и культура внешнего вида.
Ребята мы говорим о нормах и правилах, которые предъявляет общество к речи внешнему виду людей. Но внешний вид – это не только одежда человека, это его поза, жест, мимика. Эти три составляющие человеческого общения очень важны, и надо учиться пользоваться ими. Нужно учиться, не только слушать собеседника, но и смотреть ему в глаза, наблюдать за осанкой, походкой. Подчас они могут рассказать о состоянии, настроении человека куда больше, чем слова.
- Как замечательно, что люди научились пользоваться речью. Благодаря ей, мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно ранит нас. Сейчас, даже трудно представить себе то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью. Как же они общались? (Выслушиваются версии детей).
- Да они использовали те приемы общения, которыми сейчас пользуются животные. Как собака показывает своё расположение к ласке, играм? (Виляет хвостом, подпрыгивает, трется о ноги).
Собака без слов показывает своё настроение, используя только различные позы своего тела.
Человек тоже меняет позу тела в зависимости от самочувствия и настроения.
- Скажите, что используют для общения люди, лишенные слуха?
Использование различных, определенных положений рук, головы для передачи мыслей – это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком. То, что я произнесу словами, вы попробуете изобразить жестами.
- Тишина Тс-с-с! (Указательный палец поднесите к губам).
- Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью).
- Нет, нет! (Вертеть головой или рукой из стороны в сторону).
- Выслушайте меня! (Рука поднята вверх).
- Восхищение чем-либо. (Звучат аплодисменты).
Жест приветствия у египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня примерно так же приветствуют друг друга военные. Большой палец, поднятый вверх или опущенный вниз, как знак одобрения или неодобрения, был известен со времен Древнего Рима.
Например: рукопожатие используют при встрече и прощании, в качестве поздравления или одобрения, при достижении соглашения или при примирении. По сути, жест выражает доверие и уважение, но и при его использовании нужно соблюдать некоторые правила:
Ребята, а давайте вспомним эти правила, кто должен здороваться первым?
Для рукопожатия принято протягивать правую руку, даже если человек левша.
При знакомстве первым протягивает руку тот, кто старше по возрасту или должности. Такое же правило принято для тех, кому представляют другого человека.
При встрече с компанией принято пожимать руку каждому присутствующему, а не только знакомым.
Если речь идет о двух женщинах, первой протягивает руку та, что старше по возрасту или выше по должности.
Не следует слишком сильно сдавливать ладонь другого человека, но и держать руку чересчур расслабленной тоже не стоит.
При рукопожатии не нужно держать вторую руку в кармане.
Бывают в жизни моменты, когда без жестов не обойтись. Например, две футбольные команды из разных стран не поймут друг друга и судью, так как они говорят на разных языках. Или представьте себе такую ситуацию: под водой работают водолазы. Как им понять друг друга? Для таких случаев люди придумали язык профессиональных жестов.
Есть жесты, которые не положены в обществе воспитанных людей.
Во время разговора не принято во все стороны махать руками, хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы или теребить одежду. Неприемлемо в присутствии посторонних чесать голову.
Следует внимательно слушать собеседника, не отвлекаясь на другие дела и людей.
Не стоит перебивать говорящего. Чтобы высказать свое мнение, лучше дождаться, пока он закончит.
Говорить нужно ясно и четко, чтобы услышали все участники беседы, также следует избегать слов-паразитов — “короче”, “ну”, “типа”, “в общем” и т. д.
Не стоит настаивать на своей правоте и демонстрировать эрудицию, таким образом, который может обидеть собеседника.
Дурной тон — шептаться, настойчиво расспрашивать о чем-либо и тем более сплетничать.
Не следует спорить на темы, в которых вы не разбираетесь.
Прежде чем пошутить, нужно взвесить, насколько это будет уместно, не обидит ли шутка присутствующих.
В общественных местах нужно учитывать следующие правила этикета:
Нельзя шуметь, слишком громко разговаривать и мешать другим людям.
Если нужно пройти, не следует расталкивать идущих рядом, а если в потоке людей нужно остановиться, лучше сначала отойти в сторону.
Запрещается мусорить на улице.
Если вы случайно задели другого человека или наступили ему на ногу, необходимо извиниться.
Нести свои вещи — сумку, пакеты — нужно так, чтобы они не цепляли окружающих.
Курение допускается только в специально отведенных местах.
На улице мужчине следует идти слева от женщины.
Дурной тон показывать пальцем на людей или предметы.
В театре, музее, библиотеке и других общественных местах стоит ставить телефон на беззвучный режим.
Зеркало в гардеробе не используют, поправлять макияж или прическу следует в уборной.
При движении между рядами в кино или театре нужно идти строго лицом к сидящим.
Фотографировать предметы искусства, картины или артистов можно только тогда, когда это разрешено правилами публичного места.
Младенец еще не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Изменения выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой. Малыш прекрасно различает мимику взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мать улыбнулась – и он широко улыбается в ответ, она нахмурила брови – у ребенка мгновенно проявляется настороженность в глазах, кривится, готовый заплакать ротик. Недаром говорят «читаю на твоём лице…».
- А сейчас я приглашаю вас воспользоваться своей мимикой.
(Дети берут карточки с заданиями и тут же с помощью мимики изображают то, что там написано:
1. Сердитый человек; 2. радостный человек; 3. удивленный человек; 4. грустный человек).
- Давайте вспомним м/ф про Крошку енота. Мать посылает малыша собрать осоку, но он никак не может это сделать, потому что ему кажется, что кто-то сидит в пруду и корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка енот не понимает, что видит в воде собственное отражение. Так и мы подчас, глядя на усталые, угрюмые лица, не осознаем, что видим… себя.
Постарайтесь расслабить мышцы вашего лица, не делайте их «каменными». Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих. Недаром в конце Крошка енот поет:
От улыбки станет день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
- Давайте и мы споем эту песню.
В конце занятия дети вместе с воспитателем поют песенку «Улыбка».
Итог занятия:
- Дети о чем говорили на сегодняшнем занятии?
- Что такое «культура поведения»?
- Какие три составляющие входят в понятие «культура поведения»?
- Что такое «культура речи»?
- Что такое «культура общения»?
- Что такое «культура внешнего вида»?