етлана васильева
«Как медведь подружился с пчелами». Конспект драматизации башкирской музыкальной сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект драматизации башкирской музыкальной сказки
на тему: «Как медведь подружился с пчелами»
(по мотивам башк. н. с. «Медведь и пчелы»)
2024 – 2025 у. г.
Цель: Прививать любовь и интерес к башкирской народной сказке.
Задачи:
Образовательные: Расширять знания детей о башкирских народных сказках, пересказывать их, опираясь на иллюстрации, называть героев сказок, драматизировать их через разные виды театра. Формировать представления о нравственных качествах (честность, доброта, отзывчивость) посредством башкирских народных сказок.
Развивающие: Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас. Развивать творчество, фантазию, воображение, артистизм.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству, любовь к сказкам; Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим, бережное отношение к природе, ко всем живым существам.
Ход занятия
(Звучит башкирская мелодия)
Воспитатель:
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Moй соловьиный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай
1 Ребенок читает стихотворение
Башкортостан – чудесная земля!
Кругом сады – зелёные поля!
На зорьке тихо солнце ясное встаёт,
Как белый лебедь, Агидель плывёт.
Башкортостан – родная сторона,
Она добром и солнышком полна.
2 Ребенок читает стихотворение
Мы рассказать хотим о том, как мы живем в краю родном.
Мой край, родной Башкортостан ты лучше всех далеких стран.
В такой чудесной стороне живу, и счастлив я вполне.
Ты славен лесом, криком птиц. Кумысом славных кобылиц.
Горы, реки и поля- все это Родина моя!
Воспитатель : Край наш- Башкортостан удивительно красив, в нем много гор, рек, животных, птиц. Живут в нашей республике люди разных национальностей. Живут они в мире и согласии уже много-много веков. У каждого народа есть свои традиции, обычаи, свои праздники и наряды.
-Ребята, посмотрите, какие мы сегодня надели необычные костюмы. Какие они нарядные, яркие, красивые. А кто знает какой это костюм?
Дети: Башкирский костюм.
Воспитатель: Правильно, это башкирский национальный костюм.
Воспитатель:Давным-давно когда еще не было машин, больших многоэтажных домов, телефонов все башкирские женщины и девушки ходили в таких костюмах. А башкиры жили в легких, складных домах, которые называются юрты и жили они дружно, весело и никогда не ссорились.
Воспитатель : Ребята, а вы хотите посмотреть, как выглядит юрта?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим ее. Ребята, посмотрите мне кажется, что там кто-то есть. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Сказочница: (в башкирском костюме): Хаумыхыгыз, балалар! Здравствуйте, дети! Я поздоровалась с вами на башкирском языке. Я добрая сказочница. Это мой дом- юрта Давным –давно все башкиры жили в таких домах. В каждой юрте было особое место для гостей. Это самое красочное и почетное место. Там ставили высокую гору из разноцветных подушек, на которых сидели гости. Стол накрывали национальными блюдами – чач-чак, треугольники, губадью, пили кумыс и обязательно ставили башкирский мед. Башкирский народ использовал для украшения своего жилища вышитые ковры, вышитые полотенца,
Сказочница: Еще в юрте стоял сундук расписанный башкирским узором. В нашей юрте тоже есть сундук. Это не простой сундук. Это волшебный сундучок башкирских сказок В сундучке что-то лежит. Хотите узнать, что там лежит? Давайте посмотрим. (открывает и достает) .
-Посмотрите, ребята, что я достала. Это игрушки. Кто это? (показывает героев: медведь, башкир, пчелка).
Воспитатель: Ребята, а кто помнит из какой сказки эти игрушки? Вы эту сказку знаете, я вам ее рассказывала. Вспоминайте?
Ответы детей: Медведь и пчелы.
Сказочница: Правильно. Сказка называется «Медведь и пчелы». Это башкирская сказка, потому что ее сочинил башкирский народ.
В нем еще что-то лежит.
Ответы детей: Тюбетейка
Сказочница: Правильно, это тюбетейка. Ее надевают башкиры. Кто хочет ее надеть? (предлагаю мальчику). Посмотрите, ребята, он надел тюбетейку и стал похож на башкира. Как называется дом, в котором давным-давно жили башкиры?
Ответы детей: Юрта.
Сказочница: Правильно, юрта. Давайте отдохнем и поиграем в игру: «Юрта, юрта».
Игра «Юрта, юрта» Музыка курая
(сказочница объясняет правила игры)
Сказочница: Давайте посмотрим, что еще осталось в сундучке?
Ответы детей : головные уборы
Сказочница: Это волшебные головные уборы. Кто их наденет, превратится в пчелок. Кто хочет их надеть? Я предлагаю одеть их девочкам. (воспитатель каждому ребенку дает по головному убору и помогает одеть).
Сказочница: Девочки, вы надели на голову головные уборы и стали похожи на пчелок.
Сказочница В башкирском сундуке сказок лежит костюм животного.
Отгадайте загадку:
«Ходит в шубе меховой, косолапый и большой.
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.»
-Кто это?
Ответы детей: Медведь.
Сказочница : Правильно, медведь. Вот какой костюм медведя лежал в волшебном башкирском сундучке! Кто хочет его надеть? Арслан, давай я тебе помогу. Теперь он надел костюм медведя и стал героем сказки - медведем.
У нас остались ребята без головного убора. А для вас в волшебном сундучке что-то есть. Посмотрите, что это?
Ответы детей :Это шапочки волка и ежика.
(воспитатель каждому ребенку дает по головному убору и помогает одеть).
Сказочница : Ребята, а волшебном сундучке сказок не просто так появился костюмы. Он наверное, хочет, чтобы ребята сами показали сказку «Медведь и пчелы» нашим гостям.
Мальчик в одежде башкира уходит в юрту, а медведь в лес - прячется за деревьями). Девочки пчелы убегают за деревья.
Сказочница : Наша сказка начинается… Было это очень давно.
В давние–давние времена жил– был один косолапый медведь. И был у этого медведя хвост, такой же пушистый и длинный, как у лисы. Медведь очень любил мёд. Ни дня не мог прожить без мёда.
(Звуки леса. Входит медведь.)
Медведь: Мне бы на зиму медку!
Лапу с медом пососу.
Ведь из всех лесных зверей
Мед люблю я всех сильней!
Мне б найти побольше меду!
Съем хоть целую колоду.
Лакомиться буду им,
Вкусным,сладким и густым (Уходит за дерево).
Сказочница: Он только о том все время и думал, где бы раздобыть мед.
А на опушке возле елки,
Жили поживали пчелки.
Прилетели на лужок,
Собирать лесной медок.
Звуки леса
Выбегают пчелки, девочка в костюме пчелы и читает стих центр зада
Пчелки: «Мы летаем друг за другом,
Лесом и зеленым лугом.
Крылья белые мелькают,
В поле пчелки все летают.
Раз, два, три, четыре –
Закружились, полетели.
(Под музыку вылетают пчелки в руках маленькие ведерки.)
Танец «Дружат пчелки и цветы»
(После танца берут большие расписные ложки
присаживаются около цветов, собирают ложками нектар).
(Пчелки поют.)
Сказочница: «Пчелки гудят,
В поле летят.
Покружились над цветком
И присели за медком.
Набирают сладкий сок
Наши пчелки в хоботок.
Взвились, загудели,
Домой полетели»
(Пчелки улетают к дереву. Медведь выходит)
Сказочница: Однажды медведь увидел дерево с дуплом, в котором был слышен пчелиный гул и очень обрадовался. Он залез на это дерево, и начал разорять пчелиное гнездо и есть мед. А бедняжки пчелы тщетно пытались защитить свое гнездо, и окружив медведя, пытались его ужалить.
(Под жужжание дети-пчелы встают в круг, окружая медведя, летают вокруг него)
Сказочница: Но у медведя очень длинная шерсть, а жало у пчелки очень короткое.
(Медведь садится на пенек и ест мед, а пушистым хвостом отмахивается от пчел)
Сказочница: И вот как–то в лес пришел человек за дровами. Смотрит, сидит на дереве медведь и лакомится медом, а своим пушистым хвостом пчел отгоняет.
Егет :
«Эй ты, Мишка, косолапый!
Значит ты пчел обижаешь!
Ешь готовый сладкий мед.
Вот сейчас я
И тебя я проучу!»
(Берет медведя за хвост и тянет, пока хвост не оторвался).
Сказочница: Опечалился медведь, что остался без длинного хвоста, ушел, низко склонив голову.
(уходит и садится на пенек)
- С тех пор у медведя хвост маленький, короткий. А мужик поправил бортневый домик и отправился к себе домой.
(Мужик уходит за деревья).
Сказочница: Удивились пчелы и спрашивают у главной пчелы:
Пчелка:Матушка-пчела, почему этот человек не доел наш мед?
Главная пчела: Догони этого человека и спроси его, почему он оставил нам мед?
Сказочница:Полетела пчелка к человеку и спрашивает.
Пчелка: Почему ты не доел, сладкий наш медок?»
Егет: «Если б съел я ваш медок,
Вы бы с голоду погибли.
И тогда б зимой и я,
Без медка остался бы»
Сказочница: Полетела пчелка в свой бортевой домик и передала главной пчеле слова человека. И тогда позвала она всех пчел и стали они думать.
(Пчела-матка в центре круга, а пчелы в кругу и думают)
Жужжание
Сказочница: Думали, думали и придумали. Решили пчелки полететь к человеку и просить его, чтобы он оберегал их и помогал. Прилетели пчелы к человеку.
Пчелки: «Пожалуйста, возьми к себе нас,
В обиду не давайте.
А мы тебе спасибо скажем,
И медком поделимся».
Егет: «Хорошо. Я построю для вас дом, улей-дом.
Собирайте сладкий мед и живите в нашем лесу».
Сказочница: Обрадовались пчелки и стали веселится.
(дети веселятся, хлопают в ладоши)
Сказочница: Простили они медведя и решили пчелы и медведь жить дружно, и пригласить всех лесных зверей и угостить их вкусным и душистым медом
Пчелка:
Лето быстро пролетело,
Вся полянка опустела.
Мы все лето здесь летали,
Много меда мы набрали.
Пригласим лесных зверей,
Угостим их поскорей.
Мы повесим объявленье:
Приглашаем в воскресенье
Всех зверей к нам в гости в дом,
Угостим лесным медком»
(Пчелки вешают на елку большое объявление и улетают в улей.)
Сказочница: Когда собрались все звери, они встали в дружный хоровод и начали танцевать.
Танец «В этом зале все друзья»
Сказочница:
Вы трудились пчелки, вы старались.
Все довольными остались.
Не страшна зима для Вас,
Меда сделали запас.
- С тех пор пчелы живут в домике - улье и угощают своим полезным медом всех людей и зверей. Спасибо пчелам нашим, ведь республика Башкортостан славится своим полезным и сладким башкирским медом.
Песня «Дружба крепкая»
Сказочница: Молодцы ребята, хорошую сказку показали. У меня для вас сладкий сюрприз- это чак-чак. А мне пора возвращаться к себе в юрту.
Воспитатель: Вот так по-доброму закончилась наша сказка. Добрый конец у нашей сказки, потому что зверей спасла дружба.