Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Азбука экологии на прогулках»

Гузель Габитова
Мастер-класс для педагогов «Азбука экологии на прогулках»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему «Азбука экологии на прогулках».

Сегодняшний мастер класс позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах воспитания и приобщения к природе и, возможно, немного повысить её;

Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Азбука экологии на прогулках“» размещена в разделах

Именно на прогулке воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу;

Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря и. т. д.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы.

Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Вторая задача - формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача - формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня я вам расскажу, какие дидактические игры вы можете использовать на прогулке, и познакомлю вас с методами и приемами, которые я использую в работе. Итак, начнём с психологического настроя для Вас.

В Царство экологии попасть легко,

Не надо даже ехать далеко.

Закройте глаза и не шевелитесь,

Откройте глаза и друзьям улыбнитесь.

Скажите мне громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да.)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам хочется слушать меня здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – и я пойму.

Вот в этом мы с вами и будем убеждаться.

Я предлагаю несколько игр, которые использую в своей работе.

1. Разминка - Блиц-вопросы.

Отвечаем быстро.

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (лось).

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

– Какое животное называют “кораблём пустыни” верблюд

- Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)

- У кого уши на ногах? (у кузнечика)

- Какую траву любят кошки? (валериану)

- Какая птица лечит деревья? (дятел)

- Чем питается бабочка? (нектаром)

2. Шуточная игра «Концовки обманки»

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

3. Ромашка

Предлагаем волшебный цветок Ромашки с интересными фактами по очереди, отрываем лепесток, и зачитываем начиная со слов А знаете ли вы?

«А знаете ли вы?»

1) что бумага, брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

3) Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5) Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)

6) Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

7) Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т. к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

8) Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.

10) Пластмассовые бутылки вообще не разлагаются

4. «Кто как кричит?»

Ведущий: все звери и птицы – это часть живой природы. Они умеют петь, рычать, гоготать. Воспитатель называет животное или птицу, а дети из двух команд называют как они кричат. (На экране показывается животное)

1. Голубь – воркует

2. Утка – крякает

3. Филин – ухает

4. Журавль – курлычет

5. Ворона – каркает

6. Воробей – чирикает

7. Медведь – ревет

8. Конь – ржет

9. Овца – блеет

10. Пчела – жужжит

11. Сверчок – стрекочет

12. Комар – пищит.

5. «Загадки о погодных явлениях»

1. Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются (дождь).

2. С неба – звездой, на ладошку – водой (снежинка).

3. В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет - и всех разбудит (солнце).

4 Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе (облака).

5. Через поля, через луга встает нарядная дуга (радуга).

6. Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

7. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем (роса).

6. «Пантомима»

Ребенок вытягивает карточки с заданием изобразить животное. Затем показывается пантомима, а другие дети должны угадать животное. Задание проводится под музыку.

1 ребенок: изобразить собаку, обезьяну, лису.

2 ребенок: изобразить кошку, медведя, слона.

7. ТРИЗ.

Сейчас я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, (технология ТРИЗ- технология решения изобретательских задач).

В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему ЛЕС, РЕКА. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа листья, воздух. птицы, ягоды. Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина водоросли. Вода, море, океан, жидкость, пить, пар, влага, родник, купаться).

8. Найдите ошибки в письме Шапокляк:

(правила поведения в лесу)

А). Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам, как гуляла по лесу!

Вышла рано утром на прогулку. Светит солнышко, поют птички.

Включила громко музыку. Наломала веток, чтобы отмахиваться от комаров и мушек.

А вот и полянка с грибами. Нарвала грибов из земли с корнем. Мухоморы разбросала, а чего это они мешают добрым грибам расти. Скоро нашла гнездышко. О, яички какие красивые, возьму с собой.

На пути попалась большая куча, всю дорогу загородила. Кажется, муравьишки ползут к ней. Взяла палку, да и раскидала кучу, чтобы другим не мешала.

Нагулялась я, уселась поесть. Пакетики пустые в кусты забросила, там их никто не найдет. Пора домой собираться. Замечательно провела день!

Б). Жили-были две неразлучные бабочки – подружки. Вместе они прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась и поправилась. (не прыгают, а летают; не любят летать под дождем; не питаются мухами; не улетают на юг)

9. «Назови птицу»

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям назвать птиц, которых они видят на улице. Ребенок называет птицу, показывает ее.

10. «Воздух, земля, вода, огонь»

Цель: закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по их среде обитания; развивать ловкость, внимание, сосредоточенность на выполнении задания.

Оборудование: мяч

Ход игры: Играющие становятся в круг, у одного игрока мяч, он-ведущий. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух!» - названием птиц. При слове «огонь!» игрок, поймавший мяч, быстро передаёт его соседу, тот – следующему и т. д., пока мяч не возвращается водящему.

11. «Да или нет».

Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

А букашки прилетают? Ну а что же надо делать -

Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

12. «Когда это бывает»

Цель: : учить детей различать признаки времен года. С помощью

поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие

сезонных явлений и занятий людей.

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зима)

Зазвенели ручьи, Солнце подпекает,

Прилетели грачи. Цветы расцветают.

В улей пчела Ягоды поспевают

Первый мёд принесла. Когда это бывает? (Лето)

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна)

Листья желтеют

И дождь поливает.

Когда это дети,

Такое бывает? (Осень)

13. Конкурс-эстафета «Собери и расскажи»

Предлагаются части животного, и картина в целом. Каждый участник команды берёт часть животного, преодолевает препятствие, кладёт деталь на стол, собирая в единое целое и бежит передавать эстафету другому члену команды. Затем, когда все детали собраны, капитан команды составляет рассказ по схеме об этом животном. (Собака, лиса).

14. Экологическая эстафета «Расчисти дорогу».

• Собрать изделия из резины.

• Собрать конфетные бумажки.

• Собрать изделия из пластика (бутылки, одноразовую посуду и т. д.).

• Собрать целлофановые пакеты 5.

Последний бежит за мусорной корзиной, кто быстрее – тот и победитель.

15. «Как бы вы поступили?»

Варианты ситуаций

1. Нашел Ваня гнездо с яичками пеночки в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А пеночка кружилась над ним и кричала. Как правильно поступить Ване?

2. Дети пришли с воспитателем на лесную полянку. И в изумлении остановились: «Сколько цветов! Ромашка, колокольчики. Давайте нарвем большие букеты цветов», - предложили дети. А воспитатель сказала… Что сказала воспитатель?

3. В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. «Давай возьмем ее к себе, чтобы она не заблудилась» - сказал один мальчик. «Не трогай ее, лягушка сама найдет дорогу» - сказал другой. Кто из мальчиков был прав?

4. Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его своей подружке Насте. Но Настя сказала: «Отпусти его, пожалуйста!» «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают, кормят конфетами» - ответил Андрюша. «Так поступают только жестокие люди. Ежи не могут жить в неволе и часто погибают!» Почему так сказала Настя.

16. «Если я приду в лесок».

Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если хорошо, то говорим «да», если плохо, то вместе кричим «нет».

-Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет) почему?

- Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

-Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

-Если разведу костер и тушить не буду? (нет)

-Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

-Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

-Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

17. «Что растет в лесу?» (огороде)

Цель. Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.

Ход игры. Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, что растёт в лесу, а что в огороде. Воспитатель говорит: «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит : «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает ребёнок, больше назвавший растений.

18. «К названному дереву беги».

Цель: закрепить знания детей о деревьях, учить точно называть указанное дерево.

19. «Бывает – не бывает».

Дети становятся в круг, воспитатель – посередине. Воспитатель называет время года, например, «Осень», затем называет явления природы, например, иней, - бросает мяч, а ребенок должен сказать, бывает или не бывает. Мяч бросают по кругу.

Явления природы и сезонные изменения: иней, снег, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, гроза, молния, радуга и. т. д.

20. «Угадай что в мешочке?».

У воспитателя «чудесный» мешочек в нем лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича, семена деревьев. Предложить каждому ребенку на ощупь определить, что относится к природе, а что к «не природе».

21. «Прилетели птицы».

Цель: уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например, прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

22. «Когда это бывает?»

Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

Весна.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

Лето.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зима.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

23. «Четвертый лишний».

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;

10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

24. «Что я за зверь?»

Ход игры: ребенок задает вопросы группе игроков, например, зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т. д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

25. «Что это такое?»

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например, «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Уважаемые коллеги!

Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.

Игра - путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.

Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием на улице и на занятиях.

26 «Эхо»

Ход игры: когда дети построились парами, в начале прогулки воспитатель произносит слова, дети повторяют:

Эо мы идем (Эо мы идем)

Песенку поем (Песенку поем)

Будем мы гулять (Будем мы гулять)

Весело играть (Весело играть)

Никого не обижать (Никого не обижать)

И друг другу помогать (И друг другу помогать)

После прогулки :

Мы отлично погуляли (Мы отлично погуляли)

Дружно весело играли (Дружно весело играли,

А теперь нам в сад пора (А теперь нам в сад пора,

Кушать хочет детвора (Кушать хочет детвора).

Палки, камни оставляем (Палки, камни оставляем,

В сад мы их не забираем (В сад мы их не забираем).

Дружным строем мы идем (Дружным строем мы идем)

На обед и спать пойдем (На обед и спать пойдем).

Публикации по теме:

Фоторепортаж об осенних прогулкахФоторепортаж об осенних прогулках Фоторепортаж об осенних прогулках. Осень – чудесное время года: разноцветное, разнообразное. Красота осенней природы удивляет, радует.

Фотоотчет «Все удивительное для детей на прогулках»Фотоотчет «Все удивительное для детей на прогулках» Фотоотчет «Всё удивительное для детей на прогулках» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о необычных встречах детей.

Фотоотчёт «Игры на летних прогулках»Фотоотчёт «Игры на летних прогулках» Доброе время суток всем,кто нашёл минуточку и заглянул ко мне в гости. Всегда рада. Лето. Мы так долго его ждали. И оно пришло. Но какое-то.

Мастер-класс «Коллективная работа — стенгазета-коллаж «2017-год экологии»Мастер-класс «Коллективная работа — стенгазета-коллаж «2017-год экологии» Коллективная работа - стенгазета-коллаж "2017 год экологии". Мастер-класс В соответствии с указом Президента России В. В. Путина от.

Консультация «Азбука экологии на прогулке» Формирование у детей научных знаний о различных явлениях в природе должно сочетаться с пониманием ее ценности для общества и человека, с.

Мастер-класс. Изготовление дидактического пособия по обучению грамоте «Азбука на кончиках пальцев»Мастер-класс. Изготовление дидактического пособия по обучению грамоте «Азбука на кончиках пальцев» Маликова Татьяна Валентиновна Мастер-класс. Изготовление дидактического пособия по обучению грамоте "АЗБУКА НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ" Цель.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Ледослоги» для использования на зимних прогулкахМастер-класс по изготовлению дидактической игры «Ледослоги» для использования на зимних прогулках Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «Ледослоги», в которую мы играем сейчас на улице. Данная игра была создана в рамках конкурса.

Мастер-класс «Самодельная книга «Наша азбука»Мастер-класс «Самодельная книга «Наша азбука» Мастер-класс по изготовлению самодельной книги "Наша Азбука" для конкурса "Самодельная книга" Нам понадобиться: Обои или другая плотная.

Фотоотчет «Наблюдаем на прогулках»Фотоотчет «Наблюдаем на прогулках» Дети любого возраста очень любят гулять. Прогулка в дошкольном учреждении занимает особое место. Состоит она из нескольких частей. Большое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Азбука экологии на прогулках»
Опубликовано: 16 октября 2023 в 07:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Азбука экологии на прогулках»» (включая файлы) размещена пользователем Гузель Габитова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД