Светлана Николаевна Подковырова
Консультация «Азбука безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Азбука безопасности
Крайне важно объяснить малышам, как правильно вести себя на дороге. Сегодня мы поговорим о том, что такое азбука безопасности для деток, как она поможет уберечь здоровье. Тема очень обширная, мы остановимся только на самых важных моментах.
Родители и воспитатели должны позаботиться о здоровье ребенка, уберечь его от опасностей. Взрослые не всегда могут быть рядом. Значит, нужно научить малыша, как вести себя в той или иной ситуации.
Правила дорожного движения для малышей
Публикация «Консультация „Азбука безопасности“» размещена в разделах
Одна из самых больших опасностей для ребенка в городе – транспорт. Это машины, мчащиеся по проезжей части и даже стоящие на обочине. Нужно рассказать, что люди, которые ходят пешком, называются пешеходами, а их взаимоотношения с транспортом регулируются правилами. И эти правила нужно четко соблюдать. Стоит объяснить следующее:
• Что такое проезжая часть, общественный транспорт, зебра, светофор, дорожные знаки, фары. Что еще забыла из важных вещей? Помогайте!
• Почему для пешеходов предназначены тротуары, а для машин – проезжая часть. И почему бывают воспитанные пешеходы и машины, а бывают невоспитанные.
• На что смотреть, когда надо перейти дорогу (вправо-влево, светофор, разрешающие знаки).
• Почему важно выделять себя в темноте, когда водитель может не заметить пешехода. Что такое светоотражатели и фликеры, зачем они нужны.
• Зачем надо пропускать все машины на дороге, даже медленно едущие. Особенно, если дорога скользкая, а дома ждет мама, испекшая свежие булочки.
• Почему машины опасны (тяжелые и быстро едут, почему опасны даже стоящие автомобили.
• Как обходить трамвай, автобус и стоящую машину.
Есть увлекательные игры на тему дорожного движения. Например, книжка-тренажер «Правила дорожного движения. Азбука безопасности» поможет развить осторожность и предугадывать опасности. Игры можно придумать и самостоятельно. После изучения материала мы предлагаем детям ситуации, а они выбирают, разрешается предложенное или запрещается. Ситуации – самые разнообразные, настоящие или сказочные, главное, чтобы заинтересовали детей. Желательно, не только самых активных, но и всю группу. Например, мы спрашиваем, можно или нельзя:
• очень быстро бежать на красный, если надо домой и скоро мультики;
• ездить «зайцем» раз в неделю;
• уступать в автобусе бабушке место;
• ходить по «зебре» в наушниках;
• выбегать на проезжую часть, если там лежит монета 10 рублей.
Пассажиры тоже должны быть очень внимательными!
После того, как пешеход садится в машину, автобус или метро, он становится пассажиром. Но это не избавляет его от правил. Ремни безопасности и детские кресла в машинах придумали не просто так. А чтобы уберечь человека, который при экстренном торможении машины на скорости может вылететь головой в лобовое стекло и разбить его. Если не пристегнут. Что происходит при этом с головой и шейными позвонками, я не буду писать. Очень возмущает, что многие родители пренебрегают этими простыми вещами, важными для безопасности. Хотелось бы, чтобы наши занятия для малышей находили подтверждение в семье.
А детям мы рассказываем:
• должны ли дети пытаться пролезть в дверь автобуса первыми;
• можно ли облизывать поручни;
• почему считается культурным в салоне снимать со спины рюкзак и некультурным – ковыряться в ушах;
• зачем в общественном транспорте нужно держаться за поручни или сидения, не высовывать голову и руки в окна;
• почему фраза «разрешите, пожалуйста, выйти» является волшебной.
Когда мультики – в помощь
Очень здорово после объяснения важного момента показывать детям мультик на соответствующую тему или давать задание. Малыши не могут долго концентрироваться на серьезном. А простые и короткие мультики с любимыми героями для закрепления материала будут в самый раз. Лично мне нравятся «Смешарики» с их 1,5-минутными сериями про безопасность. Есть цикл на тему дорожного движения, самые яркие серии из него:
• «Гармония света» – увлекательно о сигналах светофора;
• «Пешеходная зебра» и «Зебры в городе» – о пешеходном переходе;
• «В автобусе» – гротескно о том, как ведут себя невоспитанные пассажиры и чем это заканчивается.
• «Пристегните ремни» – о машине, которая не едет, если пассажиры не пристегнуты (машина мечты);
• «Метро» – шикарная серия о непредсказуемых «пещерах» метро, эскалаторах и дверях.
Обучат дисциплинированному поведению и «Уроки тетушки совы». Снят целый цикл этих мультиков, посвященный безопасности на дороге. Серии длятся по 5 минут, расположены в логической последовательности, по ним можно обучать правилам и даже строить план занятий. Мне лично кажутся очень полезными «Во дворе и подъезде», «Велосипед», «Метро и железная дорога».
Неисчерпаемые темы, которые нужно обсуждать с детьми
Тема детской безопасности неисчерпаема. Мы даже не коснулись отдыха, поведения на водоеме и в лесу. А в этих темах таятся интересные вопросы: почему не стоит ходить зимой под балконами и по тонкому льду, лизать металлические конструкции на морозе, нырять в незнакомом месте на озере. Надеюсь, и их когда-нибудь обсудим.
Знаю, что многие наши родители обсуждают с детками книжки, которые им читают. И специально акцентируют внимание детей на ситуациях, когда герой поступил правильно или неправильно с точки зрения безопасности. Обсуждают, как надо делать правильно.
Например, можно ли идти в незнакомый лес во время вьюги, надо ли предупреждать родителей, даже если на минуточку выходишь из дома. Я такой подход очень поддерживаю. Скажем, «История о том, как Финдус потерялся» даст повод поговорить, что делать, если действительно потерялся (не прятаться). Буду благодарна, если вы напишете книги из художественной литературы, которые можно обсудить с ребенком.
Дети не рождаются со знаниями правил безопасности. Они о таких вещах просто не думают. Для малышей мир прекрасен и интересен, поэтому надо мчаться вперед. Мы можем откорректировать их траекторию. При этом важны такие моменты:
• Стоит помнить, что дети часто копируют поведение родителей – на дороге, на природе, в обществе. И, чтобы чему-то научить, лучше начать с себя.
• Несмотря на шуточки и мультики, надо, чтобы дети восприняли занятия достаточно серьезно. Но при этом не заработали невроз из-за наших «пугалок». Мы повторяем, что все эти вещи не должны случиться, если запомнить, как надо себя вести. А если не знаешь, как – не бойся следовать здравому смыслу.
Я только наметила вопросы, которые можно затронуть в беседах на темы безопасности. Остальное – за вами! Не забывайте делиться статьями блога с друзьями, а также предлагаю оформить подписку на обновления блога — так вы всегда будите знать о выходе новых полезных материалов.