Елена Жукова
Открытое музыкальное занятие «В поисках хорошего настроения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №1"
Конспект
образовательной деятельности
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"
Тема: «В поисках хорошего настроения»
Возрастная группа старшая
Подготовила: Жукова Е. А. ,
первой квалификационной категории
МАДОУ"Детский сад №1"
Сорочинск
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
1. Пояснительная записка: актуальность темы (для общества и образования, для ребенка, место этой темы в системе занятий.
Идея проведения такого занятия " В поисках хорошего настроения " возникла в связи с тем, что важным средством эстетического воспитания детей является музыкальная деятельность. Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира понимание его и отношение к нему. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Актуальность данной темы состоит в том, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Всех нас объединяет музыка приобщает к культуре и искусству, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг. Поэтому, я считаю, что данное занятие играет важную роль для ребенка и занимает достойное место в системе занятий по художественному развитию (музыка). Такая работа обогатит всех ребят более прочными и разносторонними знаниями в этой области.
2. Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Организационная информация Примечание
1. Ф. И. О. педагога Жукова Елена Александровна
2. Доминирующая образовательная область Художественно-эстетическое развитие (Музыка)
3. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная активность, музыкально-художественная, творческая активность.
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «В поисках хорошего настроения»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Методы формирования сознания (индивидуальная и фронтальная беседа); методы организации деятельности и формирования опыта поведения (дети используют разные виды музыкальной деятельности для создания хорошего настроения собаки Тузика; музыкально-дидактическая игра "Тучки настроения", творческие задания.
Методы стимулирования поведения (похвала);
Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);
Методы организации и осуществления познавательной деятельности (беседа о композиторе П. И. Чайковском и его произведении «Песня жаворонка» из «Детского альбома»);
Методы здоровьесбережения, сохранение и укрепление здоровья (подвижная игра "Чей кружок быстрее соберётся", дыхательная гимнастика, артикуляционное упражнение "Спрячь конфету", опыт «Как сберечь голосовые связки».
3. Интеграция образовательных областей Физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, речевое развитие, цветовосприятие – мызыкально- двигательная импровизация «Танцующие ленточки», игра «Чей кружок быстрее соберётся
4. Возрастная группа: Старшая группа
5. Цель:
6. Задачи Развитие творческих способностей детей в различных видах
музыкальной деятельности.
6. 1 Обучающие: - Формировать творческое воображение и музыкальное мышление детей.
- Формировать ритмический слух, внимание и координацию.
- Способствовать становлению музыкально-двигательной импровизации в сюжетных этюдах.
- Формировать умение детей воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа.
- Формировать у детей в пении музыкальные и актерские способности, различать разнохарактерную музыку
- Развивать творческую активность и фантазию ребенка в процессе импровизации на детских инструментах.
- Познакомить детей с новыми элементами артикуляционной гимнастики, движениями оздоровительных упражнений;
6. 2 Развивающие: Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
2. Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.
3. Развивать координацию, переключаемость движений.
6. 3 Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.
Обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение;
Воспитывать в детях любовь к окружающим. Дружеское отношение к сверстникам;
7. Планируемые результаты:
7.1 У детей сформированы творческое воображение и музыкальное мышление, ритмический слух, внимание и координация.
Способны импровизировать в музыкально - сюжетных этюдах.
У детей сформированы умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа.
В пении у детей формированы музыкальные и актерские способности, различать разнохарактерную музыку.
В процессе импровизации на детских инструментах у детей развита творческая активность и фантазия ребенка.
Умеют выполнять элементы артикуляционной и интонационной гимнастики, движения оздоровительных упражнений;
7.2 Развито слуховое внимание, логическое мышление, ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие, координация, переключаемость движений.
7.3 Дети самостоятельны, активны, доброжелательное и дружеское отношение друг с другом, нежное и заботливое отношение к животным, эмоциональная отзывчивость, относятся с любовь к окружающим.
У детей радостное настроение, насыщенное музыкальными впечатлениями.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной) деятельности детские шумовые инструменты (ложки, бубен, музыкальные бутылочки);
- бумажные тучки по количеству детей;
- нотки двух цветов желтые и синие;
- иллюстрации композитора,
- корзинка, игрушка собачка,
- флажки - разного цвета,
- карточки с тучками,
- линейка с ниткой,
- карточки с цифрами 1, 2, 3.
-Бэйджики с шумовыми инструментами.
9. Репертуар Валеологическая распевка и музыкально–ритмические упражнения «Добрый день»
Музыкально-дидактическая игра «Тучки настроения».
Ритмические упражнения по Т. Тютюникокой.
Слушание «Песня жаворонка» П. И. Чайковский
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету».
Дыхательная гимнастика «Свечка»
Распевка «Дождик» русская народная попевка
Песня: «От носика, до хвостика»
«Весёлая песенка!»
Танец «Отвернись-повернись».
Оркестр «Весёлая кухня»
Игра «Чей кружок быстрее соберётся» с флажками.
10. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Индивидуальные занятия - по работе над чистотой интонации.
Занятия подгруппами музыкально-дидактическая игра «Тучки настроения», слушание: музыкальные произведения композитора П. И. Чайковского из «Детского альбома»
Конспект занятия
1. Вводная часть
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Сюрпризный момент: приход музыкального руководителя с щенком Тузиком. Дети стоят в центре музыкального зала в кругу.
1.2 Мотивация детской деятельности Музыкальный руководитель предлагает детям найти хорошее настроение для собаки Тузика.
Дети сидят
полукругом
1.3 Целеполагание (принимают цель педагога) Дети хотят помочь собаке Тузику, в том, что бы его настроение стало радостным и веселым, используя разные виды музыкальной деятельности.
2. Основная часть: Дети слушают произведение П. И. Чайковского, «Песня жаворонка» и смотрят видео, обсуждают образ жаворонка, характер и настроение произведения.
Распеваются с помощью русской народной попевка «Дождик».
Техника разучивания песни «От носика, до хвостика», в качестве изученного материала, поют песню «Весёлая песенка» Используются видео и иллюстрации, при пении по содержанию текста добавляются движения.
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Музыкально-дидактическая игра «Тучки настроения» Игра проводится
с карточками
2.2 Добывание (сообщение и принятие) нового знания Опыт - информация о сохранении здоровья голосовых связок, информация о композиторе, знакомство с новой песней «От носика, до хвостика»
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания. В самостоятельной деятельности детей в игре «Чей кружок быстрее соберётся» Флажки разного цвета
3 Заключительная часть Дети выбирают нотки соответствующие их настроению, жёлтые – хорошее настроение, синие - плохое настроение.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей. Обсуждение достигнутой цели, настроение щенка Тузика. Угощение от щенка Тузика.
4. Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)
4.1 Музыкальный уголок Рассматривание картин по теме "Весенние птицы", диски для прослушивания звуков птиц.
Части НОД Содержание Области
1. Вводная часть.
Создание мотива для
детской деятельности Под спокойную музыку дети заходят в зал. Встают в круг.
Музыкальный руководитель : (пропевает) Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте.
Музыкально-ритмические упражнения :
Исполняется валеологическая распевка и музыкально–ритмические упражнения «Добрый день!» с использованием движений танца.
Творческая импровизация «Танцующие ленточки»
Садятся на стульчики.
Давайте с вами познакомимся, прохлопаем имена «ритмическое упражнение (имя -хлопаем в ладоши, в ласкательной форме по коленкам)
Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня на музыкальное занятие я пришла не одна, со мой щенок Тузик, но вот в чем проблема пока мы добирались до вашего детского сада у него почему то пропало настроение. Ребята, помогите, пожалуйста, найти хорошее настроение. Поможете?
Дети: Поможем!
Коммуникация
2. Основная часть.
Показ, комментирование
Рассказ воспитателя
Физкультурная пауза Показ способа выполнения работы
Пальчиковая гимнастика
Музыкальный руководитель : Я с вами согласна, но как же мы будем искать хорошее настроение для Тузика, если у нас с вами настроение будет плохое? Получится у нас найти хорошее настроении?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель : Тогда я покажу вам «Волшебные очки». Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, даже то, что они прячут от всех. Внимание, я надеваю очки. (волшебная музыка). Какие вы все красивые, веселые, умные. (поворачиваясь к соседу, называет его достоинства). Мне очень хочется, чтобы вы примерили эти очки, и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть вы заметите в нем то, чего раньше не замечали (выполняют игровое задание сидя на стульчиках)
Коммуникативная игра «Волшебные очки»
Описание игры: Дети сидят на стульчиках и передают очки из рук в руки под музыку, как только музыка остановилась, то у кого в руках остались очки надевает их и проговаривает хорошие качества, соседа, и делиться своими впечатлениями.
Слушание:
Музыкальный руководитель : Вижу, настроение у всех, стало веселое, бодрое и даже весеннее.
Слушание
Слушание музыки :
«Вы, наверное, слышали, как красиво и звонко поют птицы? Есть такая птичка — жаворонок. Она особенно хорошо поет. Сейчас мы послушаем пьесу «Песня жаворонка». Как же поет жаворонок? Что рассказала о нем музыка?» Выясняет с детьми, что жаворонок поет красиво, звонко, нежно и летает легко, быстро. Дети получают целостное представление о музыке, ее наиболее характерных чертах. Весной есть такой праздник, который так и называется Жаворонки. Существует на Руси такое поверье, что в этот день прилетают из теплых стран сорок разных птиц и первая из них жаворонок. В это день зима кончается, весна начинается.
Прослушивание произведения.
«Песня жаворонка» П. И. Чайковский. А эта музыка по характеру какая? ( Ответы детей: весёлая, подвижная) ребята я сейчас раздам вам карточки с тучками настроения, вы послушайте произведение и покажите какая карточка соответствует. Музыкально-дидактическая игра «Тучки настроения».
А как называется человек, который сочиняет музыку? ( Ответы детей: Композитор). Так вот, эту музыку написал Петр Ильич Чайковский. (Музыкальный руководитель показывает портрет композитора). Вы не раз ещё услышите музыку этого композитора и увидите его портрет потому, что он написал много музыки для детей. У него есть альбом с музыкальными произведениями он так и называется «Детский альбом». Так как зовут этого композитора? (Ответы детей).
Дидактическая игра вместе со слушанием. П. И. Чайковский «Жаворонок», Утренняя молитва»
Посмотрите внимательно на эту тучку у нее хорошее настроение, и музыка у этой тучки какая?
А у второй тучки какое настроение? И музыка какая? Давайте поиграем в игру «Тучки»
Всем ребятам раздают тучки звучат два произведение разного характера.
Музыкальный руководитель : Отлично, ребята, скажите мне честно, вы любите конфетки?
Дети: Да
Музыкальный руководитель : А за что?
Дети: Они вкусные
Музыкальный руководитель : А от них настроение становиться хорошим?
Дети: Да
Музыкальный руководитель : Тогда давайте поиграем в игру-упражнение «Спрячь конфетку»
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»
Раз – я вижу конфету, за правой щекой. Дети прячут язык за правую щёку
Два – я вижу конфету за левой щекой. Дети прячут язык за левую щёку
Три – не вижу конфеты я никакой! Дети открывают широко рот
Конфеткой угостились, Дети облизываются
И в волшебников превратились.
Распевание:
Музыкальный руководитель : Давайте попробуем развеселить нашего щенка, («артикуляционные и интонационные упражнения) А, У, И, О, Я! Губами пошевелили в разные стороны, построили рожицы, поехали на тракторе, потом на катере. Молодцы! Отлично, давайте вспомним наши тучки и споем весёлую русскую народную попевку «Дождик»
Дождик, дождик, припусти,
Побежим мы за кусты.
Встанем все под грушкой,
Можно за кадушкой.
Щёлкаем пальцами. Кап-кап-поднять руки на уровне плеч
кап-кап-кап- по коленкам
Музыкальный руководитель : Ребята, а какие звуки появляются когда идёт дождик.
Дети: Кап-кап, короткие, отрывистые.
Музыкальный руководитель : Обратите внимание, что дождик поёт свою песенку сверху вниз, (поём низходящий ход си, ля, соль, фа- на слова «кап-кап»)
Поём попевку ещё раз.
Пение:
Музыкальный руководитель Ребята, я предлагаю послушать новую песенку она называется «От носика, до хвостика», И давайте поиграем в игру «Кто больше запомнил слов в песенке»
Разучивание песни - «От носика до хвостика»
Музыкальный руководитель : А сейчас я предлагаю поиграть со мной и Тузиком в игру «Кто больше запомнит слов в песенке», я буду петь первый куплет и припев, а вы запоминать слова, а потом мы посчитаем, и узнаем, кто больше запомнил слов.
Поё тся первый куплет и припев:
Музыкальный руководитель : Ребята, кто, сколько слов запомнил?
Ответы детей, считаем.
Музыкальный руководитель : А теперь давайте вместе попробуем спеть, ваша задача спеть только те слова, которые вы запомнили!
Исполняется первый куплет!
Музыкальный руководитель : Отлично! Давайте вместе пропоём мелодию, этой песенки, а поможет нам фортепьяно.
Играется мелодия и ребята вместе с Музыкальным руководителем пропевают её.
Музыкальный руководитель : Прекрасно! А теперь давайте споём так чтобы у нашего щенка появилось настроение.
Музыкальный руководитель : А теперь мы исполним песенку весело, задорно, но не забывайте, что если громко петь, то можно повредить голосовые связки!
Необходимо петь легко и дружно.
Музыкальный руководитель : Я вижу, что вы любите петь песенки? (Ответы детей). А вы знаете, что петь песенки, разговаривать нам помогают голосовые связки?
Опыт:
Музыкальный опыт "Откуда берется голос?"
Материал: линейка с натянутой тонкой нитью.
Ход опыта:
Ребята подносят руку к горлу, произносят слово шепотом, затем очень громко и объясняют, что почувствовали рукой. Тихо - дрожания не было, громко - дрожание было. Педагог рассказывает о голосовых связках, сравнивая их с тонкой ниточкой. Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью, если подергать слабо - извлекается тихий звук, и наоборот. Поэтому, если говорить очень громко, то можно повредить голосовые связки (нитка рвется).
Ну, вот мы с вами разобрались, что нам помогают петь голосовые связки. Теперь настало время исполнить песенку, но для начала мы с вами ее послушаем и выучим!
Звучит песня: «Весёлая песенка» муз. А Ермоловой сл. В. Борисова
Музыкальный руководитель : Ребята, как вы думаете, какого характера эта песенка? Темпа, настроения?
Дети: Весёлого
Исполняется песня: «Веселая песенка» Пляска:
Музыкальный руководитель : Но что-то молчит, Тузик тогда нам необходимо выучить и станцевать весёлый танец, «Отвернись-повернись».
Согласные?
Дети: Согласные.
Музыкальный руководитель : Мальчики приглашают девочек. Слушаем музыкальный фрагмент танца.
Исполняется музыкальный фрагмент.
Музыкальный руководитель : Ребята, танец весёлый, подвижный, или нежный и лирический? Как его надо танцевать?
Дети: быстро, весело!
Музыкальный руководитель : Итак, первое движение: ребята стоят парами друг, за другом. Молодцы, как только заканчивается проигрыш все начинают двигаться парами по кругу, мальчики держат правой рукой девочек, а другую на поясе, девочки левой рукой держат руку мальчика, а правой рукой за платье. Бегут на носочках, сохраняя дистанцию между парами. Приготовились, слушаем музыку, двигаемся лёгкими подскоками. Остановка,
Молодцы и ещё раз запоминаем, когда нужно начинать двигаться.
Следующее движение: Вы бежали и остановились, повернулись друг к другу лицом. Отпустили руки, и перед собой делаем 2 скользящих хлопка «тарелочки», отлично, дальше делаем три притопа с поворотом, прекрасно, и снова 2 хлопка, си 3 притопа с поворотом!
Замечательно, а теперь давайте попробуем с начала. Приготовились, слушаем музыку и выполняем движения.
Отвернись, повернись! Здорово у нас получилось!
Мальчики провожают девочек на стульчики.
Оркестр:
Музыкальный руководитель : Ребята, а что у меня в руках? (держит музыкальную бутылочку) да это волшебная бутылочка которая издаём, что?
Дети: Шум
Музыкальный руководитель : Правильно, эти звуки можно назвать шумы. И бутылочка – это шумовой инструмент. Давайте поиграем, на шумовых инструментах.
Оркестр «Весёлая кухня»
Музыкальный руководитель : Интересное задание! Я предлагаю сейчас просто просмотреть, видео, а потом каждый из вас возьмет на столе шумовые инструменты, изображенные на бэйджиках.
Музыкальный руководитель : Молодцы! А теперь смотрим внимательно и играем каждый в свою очередь.
Вовремя заканчиваем игру и не мешаем друг другу.
Музыкальный руководитель : Мы большие молодцы, а теперь давайте спросим у Тузика как у него настроение
Слышится весёлый лай собаки.
Замечательно, у тузика хорошее настроение, значит мы его нашли!
Дети: Да!
Музыкальный руководитель : Возьмём с собой Тузика и поиграем в весёлую игру «Чей кружок быстрее соберётся
Описание игры: Дети берут в руки по одному флажку, встают в кружки в соответствии с цветом, в середине лежит флажок, который соответствует цвету всего кружка. Под музыку дети идут по кругу, как только музыка меняется дети бегут в рассыпную, а музыка заканчивается, дети занимают свои места, в соответствии с цветом, какой кружок быстрее соберётся, тот и победит. Задание может усложниться: пока дети бегают в рассыпную воспитатель меняет флажки местами, и необходимо, сориентироваться и найти свой кружок.
Игровая,
Коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально- художественная, физическая культура, чтение художественной литературы
3. Заключительная часть.
Оценка деятельности детей. Подведение итогов НОД Музыкальный руководитель подводит итог.
Мы справились со всеми заданиями, молодцы, ну как у вас настроение? Если у вас хорошее настроение поднимите высоко руки и похлопайте в ладоши, а если вам было скучно, не интересно, потопайте ногами. А теперь все у кого хорошее настроение выберут желтые нотки, а у кого плохое настроении синие. Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки, а что же наш Тузик?
Слышится весёлый лай собаки,
Музыкальный руководитель : Ребята, мы с вами нашли хорошее настроение для Тузика!
Вы трудились не напрасно,
Все согласны? Да, согласны!
И с весёлым настроеньем
Нам заканчивать пора…
Мы большие молодцы, а скажите что самым интересным для вас?
Ответы детей…
Что новое вы сегодня узнали?
Ответы детей…
А вам было трудно?
Ответы детей…
А какое задание было самое трудное для вас?
Ответы детей…
Музыкальный руководитель : Ну, вот, ребятки, наше занятие окончено, большое вам спасибо, за то, что вы были такими смелыми и активными. Мне было очень приятно с вами познакомится. Спасибо, ребята, до свидания!
Коммуникация
Длительность НОД : 25 минут.
Список литературы.
- «То рождения до школы» под редакцией Н. Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А, Васильевой, 2014
- «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М., 2000.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, М., «Мозаика-синтез», 2006.
- «Развитие личности ребенка средствами хореографии. «Театр танца». Екатеринбург, 1998.
- «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет» Т. Сауко, А. Буренина. СПб, 2001.
- «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н. Г. Кононова, «Просвещение», М., 1990.