Гузель Кашапова
Авторская разработка по УМК «Заучивание загадок, поговорок и пословиц с помощью схем-рисунков»
Устное народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь звучащая в пословицах поговорках, загадках являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребенок с малых лет.
Публикация «Авторская разработка по УМК „Заучивание загадок, поговорок и пословиц с помощью схем-рисунков“» размещена в разделах
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, локоничность приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Многие исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества с раннего возраста. Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разгоаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта. Этот проект актуален, так как устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.
Цель: Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир пословиц, прибоуток, загадок с использованием схем- картинок через развитие связной речи детей татарской национальности.
Задачи:
Обосновать значение устного народного творчества в развитии связной речи детей татарской национальности.
Знакомить детей с окружающим миром- природой (растения, животные, птицы)обогатить их словарный запас и развивать коммуникативные способности детей.
Приобщать родителей к процессу развития связной речи ребенка средствами устного народного творчества используя схем- картинки.
Данный проект предназначен для детей-татар старшей и подготовительной к школе групп.
В УМК “Говорим на родном языке” (“Туган телд сйлшбез”) отведено большое место в изучение произведений устного народного творчества: загадок, пословиц, поговорок, словесных игр, прибауток и др. Детям, в совершенстве не владеющим родным языком, изучение и запоминание данных произведений дается нелегко. Но, если даже ребенок на одном занятии выучит хотя бы один пример, за год он может выучить десятки пословиц, поговорок. Учитывая это, я задумалась, как же облегчить их запоминание?
Ребенок любит наглядность, в памяти увиденное сохраняетя лучше. По-этому, решила искать рисунки и картинки, отображающие сущность пословиц, словесных игр и создала презентацию. Например, пословица “ти-шикр, ни-бал” (“Папа- сахар, мама - мед”, если рассмотреть первый слайд, сначала появляется рисунок папы, затем – рисунок сахара, между ними стрелка. Затем появляется рисонок мамы и стрелка, указвающая на русонок меда.
Таким образом, можно создать презентации на изучение разных словесных игр, и это облегчит их изучение и применение в нужном контексте.
Полученную пословицу сначала говорим несколько раз хором, затем дети повторяют индивидуально.
По моему мнению, данный проект может быть полезным при изучении устного народного творчества других национальностей.