Валентина Минина
Авторская программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 «Колокольчик» общеразвивающего вида
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению педагогическим советом №___ Заведующей муниципальным бюджетным
дошкольным образовательным учреждением
детским садом № 23
«Колокольчик» общеразвивающего вида
___Г. В. Заболотникова
Приказ от «___»___20___г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
по реализации социально – личностного направления
Образовательная область: социализация
Публикация «Авторская программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (часть 1)» размещена в разделах
Возрастная группа общеразвивающей направленности: 6-7 лет
Сведения о разработчике: Минина В. В. – воспитатель
2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа социально – личностной направленности по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу у детей группы общеразвивающей направленности (от 6 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 23 «Колокольчик».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекса:
1. ФГТ в ДОУ «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Н. Васильевой – Волгоград, Издательство «Учитель», 2011;
2. Г. Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи». – Москва. ЦПО. – 2009;
3. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада». Т. Ц. «Учитель», Воронеж, 2006.
4. А. А. Кондраковская «С чего начинается Родина?» Т. Ц. «Сфера», Москва, 2004.
5. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». – М. : УЦ Перспектива, 2008.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год 35
Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю 1
Длительность непосредственно образовательной ситуации 30
Форма организации образовательного процесса групповая
Программой предусмотрено проведение:
- диагностических занятий;
- практических занятий.
Цель программы: формирование патриотических чувств, воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту государственных интересов страны, воспитание дружеских взаимоотношений и уважительного отношения к окружающим; развитие интегративных качеств.
Основные задачи по программе:
продолжать воспитывать у детей умение договариваться между собой, дружить, сообщая играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом, радовать старших хорошими поступками;
учить детей проявлять сострадание, сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность, коллективизм, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится;
ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи;
создать эмоционально благополучную атмосферу и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым;
побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, Образ Я развивать представления о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом.
углублять представления ребёнка о себе в прошлом, настоящем и будущем;
закреплять гендерные представления;
расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе;
СЕМЬЯ
расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны). Рассказы детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей;
закреплять знание домашнего адреса и телефона, имён и отчеств родителей, их профессий;
ДЕТСКИЙ САД
формировать представления о себе как об активном члене коллектива, через проектную деятельность, охватывающую детей младших возрастных групп и родителей, участие в жизни дошкольного учреждения (адаптация младших дошкольников, подготовка к праздникам, выступлениям, соревнованиям в детском саду и за его пределами и др.);
привлекать детей к созданию развивающей среды дошкольного учреждения;
РОДНАЯ СТРАНА
расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети;
углублять и уточнять представления о Родине – России;
поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за её достижения;
закреплять знания о флаге, гербе и гимне России;
расширять представления о Москве – главном городе, столице России;
расширять знания о государственных праздниках. Рассказы детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса;
воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
НАША АРМИЯ
углублять знания о Российской армии;
воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возложение с детьми цветов к обелискам, памятникам)
НАША ПЛАНЕТА
рассказать детям о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран, о том как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции;
расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка, об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка;
формировать элементарные представления о свободе личности как достижениях человечества.
Интеграция образовательной области «Социализация» с другими образовательными областями.
Коммуникация Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений о себе, обществе, государстве, мире.
Познание Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, государстве, мире.
Труд Формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.
Здоровье Приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях. Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
Чтение художественной литературы Использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений о себе, семье и окружающем мире.
Художественное творчество Использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания закрепления результатов освоения области «Социализация».
Музыка Развитие музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится два раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 15.09.2013 – 30.09.2013 гг.
Итоговая диагностика: 15.04.2014 – 30.04.2014 г.
Тематический план
№
п/п Программное содержание Количество занятий
1 Мониторинг 1
2 «День знаний» 1
3 «Моршанск» 1
4 «Россия - Москва» 1
5 «Как человек себе помогал» 1
6 «Транспорт» 1
7 «Дорожное движение» 1
8 «Дары осени, золотая осень» 1
9 «Путешествие в осенний лес» 1
10 Природа и мы «Сказка о грибах» 1
11 «Моя семья» 1
12 «Уголок планеты, где мы живём» 1
13 «Природа и человек» 1
14 «Улетают журавли» 1
15 «Как звери готовятся к зиме» 1
16 «Откуда ёлка в гости пришла» 1
17 «Зимующие птицы» 1
18 «Животный мир полярных районов» 1
19 «Все работы хороши» 1
20 «Экскурсия в библиотеку» 1
21 Экскурсия в музей 1
22 «Наша армия родная» 1
23 «Защитники Отечества» 1
24 «Поговорим о маме» 1
25 «Дымковская игрушка» 1
26 «Мы все жители планеты Земля» 1
27 «Лес и человек» 1
28 «Растения рядом с нами» 1
29 «Земля наш общий дом» 1
30 «Наша армия, День Победы» 1
31 «Никто не забыт, ничто не забыто» 1
32 «Весна в пословицах и поговорках» 1
33 «Русская берёза» 1
34 Рассматривание школьных принадлежностей 1
35 Мониторинг 1
ИТОГО: 35
Перспективно – тематическое планирование по социально – личностному развитию
сентябрь
1
День знаний
Расширить представление о празднике в школе; воспитывать уважение к профессиям школьных работников. Показать общественную значимость труда школьного учителя. Формировать интерес к школе.
ФГТ в ДОУ «Комплексные занятия» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой стр. 30
Игра «Кто быстрее соберет портфель»
2
«Моршанск»
Уточнить знания детей о городе, в котором они живут. Побеседовать с детьми о достопримечательностях города. Знать название улицы, на которой живут дети. Воспитывать любовь к родным местам.
Аджи А. В. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» стр. 67
Г. Я. Затулина «Конспекты занятий по развитию речи» стр. 12
Чтение стихов моршанских поэтов.
Экскурсия в музей.
Рассматривание фотографий
3
«Россия - Москва»
Уточнить знания детей о стране, в которой они живут, о главном городе – столице Москве.
Аджи А. В.
Стр. 64-66
ФГТ в ДОУ
Стр. 304
Работа над понятием «гражданин». Слушание песни о Родине.
4
«Как человек себе помогал»
Углублять и расширять знания детей о предметах быта. Воспитывать интерес к окружающим предметам, желание узнать историю их происхождения.
Г. Я. Затулина
Стр. 47
Игра «Кому что нужно для работы»
5
Мониторинг
Умение рассказать о себе в прошлом, настоящем и будущем, о своих обязанностях и поведении, показать на примере. Рассказать, что происходило в стране в разные периоды истории. Рассказать о том, за что получили воинские награды дедушки, бабушки, родители. Умение называть домашний адрес, телефон, имя, отчество родителей, их профессии. Рассказать о своем участии в жизни детского сада. Какие представления о родном крае, городе, достопримечательностях, животном и растительном мире вы имеете. Какие события происходят в стране. Испытываете ли вы чувство гордости за её достижения. Расскажите о флаге, гербе России. Что вы чувствуете, когда слышите гимн России. Расскажите о Москве. Какие достопримечательности есть в Москве. Что вы знаете о космосе и Ю. А. Гагарине. Что вы испытываете к людям разных национальностей и их обычаям. Расскажите о тех, кто защищает нашу Родину. Назовите роды войск. Что вы испытываете к героям войны? Что вы знаете о Победе? Что вы знаете о своих нравах.
Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева