Ломакина Оксана
Образовательная методика диагностирования вокальных способностей обучающихся дома творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы по начальной диагностике
воспитанников I года обучения.
Практический блок.
1. Исполнить музыкальное произведение на выбор воспитанника. Критерии оценки ставятся по следующим разделам: интонирование, звукообразование, певческое дыхание, выразительность исполнения.
2. Повторить ритмический рисунок, заданный педагогом.
3. На слух исполнить заданный звук, предложенный педагогом.
4. Отгадать на слух музыкальные произведения, исполненные педагогом (песня, танец, марш).
5. На слог «лё» исполнить Т53; S53; D53 в фортепианном сопровождении.
Публикация «Образовательная методика диагностирования вокальных способностей обучающихся дома творчества» размещена в разделах
Начальная диагностика I года обучения
по программе «Лира»
Цель: проверка уровня знаний, умений обучающихся на начальный этап изучения
программы I года обучения.
Задачи:
- выявление знаний, умений на начало I года обучения;
- развитие познавательной активности, логического мышления, интереса к вокальному искусству.
Оборудование:
- «цветик - семицветик» - 2 экз. (на лепестках первого - задания по теории, на лепестках второго - творческие задания по практике);
- жетоны разного цвета;
- конверт пустой;
- тетрадь, авторучка (для детей);
- диагностическая карта для заполнения результатов;
Ход диагностики.
Обучающиеся берут каждый по одному лепесточку, садятся за парты и готовятся к ответу (идет проверка теории). При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы. За ответ педагог вручает жетоны разного цвета, которые воспитанники кладут в свой конверт. За абсолютно точный ответ вручается красный жетон (5 баллов, за ответ с неточностями – желтый (4 балла, за неполный ответ – синий (3 балла).
Аналогично идет проверка по практическим заданиям. При этом используется другой цветок, на лепестках которого написаны творческие задания. Практический блок состоит из трех заданий.
Подводя итоги, педагог оценивает уровень знаний и умений, а результаты заносит в диагностическую карту.
Критерии оценки обучающихся I года обучения.
Уровень Количество баллов
Низкий уровень знаний и умений 0 - 21
Средний уровень знаний и умений 22 -28
Высокий уровень знаний и умений 29 - 35
Теоретический блок.
Уровень Критерии оценки
Низкий Обучающийся дает неполный ответ на вопрос.
Средний Обучающийся дает ответ на вопрос с неточностями.
Высокий Абсолютно точный ответ на вопрос.
Практический блок.
Уровень Критерии оценки
Низкий Ребенок в процессе исполнения вокального произведения мало эмоционален, не проявляет активного интереса к музыкальной деятельности. Музыкальные способности развиты слабо. Испытывает затруднения при согласовании характера исполнения с характером исполняемого произведения. При интонировании произведения: фальшивая интонация; плохая артикуляция, звук открытый; певческое дыхание прерывное, без опоры на диафрагме; певческий диапазон слабо развит. Музыкальная память недостаточно развита (обучающийся определяет на слух 2 сферы в музыке «песня», «марш», не может дать анализ произведения; отгадать на слух звук, предложенный педагогом;). Творческая активность отсутствует (обучающийся затрудняется простучать ритмический рисунок,заданный педагогом).
Средний При интонировании вокального произведения : чистота интонации частично неточная, дыхание короткое, на опоре. Музыкальная память средне развита (обучающийся с небольшими ошибками определяет на слух три сферы в музыке «песня», «танец», «марш»; исполнить на слух заданный звук,
предложенный педагогом). Творческие задания выполнены с небольшими недочетами.
Высокий Обучающийся звуковысотно чисто и ритмически исполняет вокальное произведение, правильно берет певческое дыхание, интонирует прикрытым звуком; чувствует общее настроение произведений. Музыкальная память достаточно развита (определяет на слух три сферы в музыке и самостоятельно делает анализ произведения без ошибок, отгадывает на сух звук, заданный педагогом,чисто интонирует T5/3,S5/3,D5/3.). Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление.
Вопросы по промежуточной аттестации
для воспитанников I года обучения.
Теоретический блок.
1. Что такое певческая установка?
2. Что такое певческое дыхание, типы дыхания? Как правильно пользоваться дыханием? Упражнения дыхательной гимнастики.
3. Строение голосового аппарата.
4. Что такое ритм? Повторить ритмический рисунок, заданный педагогом.
5. На каких «трех китах» строится музыка?
6. Что такое дикция?
Практический блок.
1. Вспомнить и пропеть песни, где встречаются слова «школа», «осень», «зима».
2. На предложенный текст придумать ритмический рисунок.
3. Отгадать на слух музыкальное произведение, исполненное педагогом на фортепиано и дать анализ.
Вопросы по итоговой аттестации
для воспитанников I года обучения.
Теоретический блок.
1. Что такое певческая установка?
2. Что такое ансамбль и строй?
3. Строение голосового аппарата.
4. Что такое ритм? Повторить ритмический рисунок, заданный педагогом, или ритмическую организацию стихотворения :
«Андрей воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек!»
5. Что такое певческое дыхание, типы дыхания? (Упражнения дыхательной гимнастики.) Как правильно пользоваться дыханием?
6. На каких «трех китах» строится музыка?
7. Что такое музыкальный звук? Свойства музыкального звука.
8. Что такое интонация?
9. Какие вы знаете основные приемы звуковедения?
10. Что такое дикция?
11. Какие основные средства музыкальной выразительности вы знаете?
Практический блок.
Творческие задания :
1. Вспомнить и пропеть песни, где встречаются слова «солнце», «мама», «снег», «Родина», «школа».
2. На предложенный текст придумать ритмический рисунок в размере 2/4.
3. Определить на слух три сферы в музыке «песня», «танец», «марш» и дать анализ.
Итоговая аттестация воспитанников I года обучения
по программе «Лира»
Цель: проверка уровня приобретенных знаний, умений и навыков воспитанников в ходе изучения программы I года обучения.
Задачи:
- выявление полученных знаний, умений за I год обучения;
- развитие познавательной активности, логического мышления, интереса к вокальному искусству.
Оборудование:
- «цветик-семицветик» - 2 экз. (на лепестках первого - задания по теории, на лепестках второго - творческие задания по практике);
- жетоны разного цвета;
- конверт пустой;
- тетрадь, авторучка (для детей);
- диагностическая карта для заполнения результатов;
Ход аттестации.
Воспитанники берут каждый по одному лепесточку, садятся за парты и готовятся к ответу (идет проверка теории). При подготовке воспитанники могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы. За ответ педагог вручает жетоны разного цвета, которые воспитанники кладут в свой конверт. За абсолютно точный ответ вручается красный жетон (5 баллов, за ответ с неточностями – желтый (4 балла, за неполный ответ – синий (3 балла).
Аналогично идет проверка по практическим заданиям. При этом используется другой цветок, на лепестках которого написаны творческие задания. Практический блок состоит из трех заданий.
Подводя итоги, педагог оценивает уровень знаний и умений, а результаты заносит в диагностическую карту.
Критерии оценки воспитанников I года обучения.
Уровень Количество баллов
Низкий уровень знаний и умений 0 - 42
Средний уровень знаний и умений 43 - 56
Высокий уровень знаний и умений 57 - 70
Теоретический блок.
Уровень Критерии оценки
Низкий Воспитанник дает неполный ответ на вопрос.
Средний Воспитанник дает ответ на вопрос с неточностями.
Высокий Абсолютно точный ответ на вопрос.
Практический блок.
Уровень Критерии оценки
Низкий Ребенок в процессе исполнения вокального произведения мало эмоционален, не проявляет активного интереса к музыкальной деятельности. Музыкальные способности развиты слабо. Испытывает затруднения при согласовании характера исполнения с характером исполняемого произведения. При интонировании произведения: фальшивая интонация; плохая артикуляция, звук открытый; певческое дыхание прерывное, без опоры на диафрагме; певческий диапазон слабо развит. Музыкальная память недостаточно развита (воспитанник определяет на слух 2 сферы в музыке «песня», «марш», не может дать анализ произведения). Творческая активность отсутствует (воспитанник на текст придумывает ритмический рисунок с помощью педагога).
Средний При интонировании вокального произведения : чистота интонации частично неточная, недостаточная артикуляция, дыхание короткое, на опоре. Музыкальная память средне развита (воспитанник с небольшими ошибками определяет на слух три сферы в музыке «песня», «танец», «марш»). Творческие задания выполнены с небольшими недочетами
Высокий Воспитанник звуковысотно чисто и ритмически исполняет вокальное произведение, правильно берет певческое дыхание, поет короткие фразы на одном дыхании, четко, ясно артикулирует; чувствует общее настроение произведений; самостоятельно отмечает выразительные музыкальные средства. Музыкальная память достаточно развита (определяет на слух три сферы в музыке и самостоятельно делает анализ произведения без ошибок). Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление.