Юлия Калинина
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «Мышеград»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование темы:
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в мышлении, внимании, восприятии, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные. Педагогам, психологу, родителям важно не упустить тот момент, когда развитие ребенка начинает отставать от его возраста, ведь они главные участники в развитии познавательных возможностей ребенка.
Публикация «Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для детей среднего дошкольного возраста „Мышеград“» размещена в разделах
В работе с детьми педагог сталкивается с такой проблемой, что у 15 – 20 % детей среднего дошкольного возраста общий уровень развития не соответствует возрастной норме. Вышеизложенная проблема заставила искать пути оказания помощи этим детям. Поиски привели к созданию «Коррекционно – развивающей программы для детей среднего дошкольного возраста», которая включает в себя курс специальных занятий, направленных на развитие познавательных процессов, расширения знаний об окружающем мире, эмоционально – личностное развитие. Программа построена так, что сложность заданий от первого занятия к последнему возрастает. Десятое занятие диагностирующее. Занятия проводятся индивидуально с ребенком. Программа помогает детям в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях и получать новые.
Цель:
Развитие познавательных процессов, расширение знаний об окружающем мире, эмоционально – личностное развитие.
Задачи:
- развитие логического мышления и мыслительных операций;
-обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания;
- развитие целостности восприятия, улучшение качества деятельности зрительного анализатора, развитие цветоразличения, закрепление формы;
- развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт;
- развитие слуховой и зрительной памяти, целенаправленного запоминания и припоминания;
- развитие воображения и творческих способностей;
- развитие тонкой моторики рук;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Структура программы :
В программу входят занятия на развитие познавательных процессов, творчества и воображения, закрепления знаний о цвете, форме, частях суток, временах года, развитие эмоционально – волевой сферы, различные игры и упражнения.
Организация занятий:
Занятия проводятся индивидуально с ребенком, продолжительностью 25 минут.
Материал:
Карточки, картинки, аудиозапись со звуками леса, моря, краски, карандаши, бумага, цветные пуговицы, ленточки.
Тематическое планирование индивидуальных развивающих занятий
Тема: «Мышеград» …
Номер
занятия
Цели и задачи Наименование форм работы,
упражнений
1 2 3
1. Развитие цветовосприятия, мышления, воображения, творчества. Закрепление знаний о цвете, форме, временах года, частях суток. Снятие психоэмоционального напряжения.
2. Продолжать развивать мышление и внимание, воображение и творчество, закреплять знания о цвете и форме. Закрепление знаний о поведении на дороге. Снятие психоэмоционального напряжения.
3. Продолжать развивать операции мышления, восприятие, внимание, воображение, цветоразличения, снятие психоэмоционального напряжения.
4. Продолжать развивать мышление, воображение, восприятие, внимание, мелкую мускулатуру рук. Закреплять знания о цвете, форме, навыки счета. Снятие эмоционального напряжения.
5. Развивать мышление (сравнение). Развивать внимание, воображение и творчество. Закреплять цвет и форму. Снятие психомышечного напряжения.
6. Развивать мышление (обобщение). Развивать внимание, воображение и творчество. Закреплять цвет и форму. Снятие эмоционального напряжения.
7. Развивать мышление (классификация). Развивать внимание, воображение и творчество. Закреплять голубой цвет и форму. Снятие эмоционального напряжения.
8. Развивать мышление (последовательность событий). Развивать внимание, воображение и творчество. Закреплять коричневый цвет и форму. Снятие эмоционального напряжения.
9. Развивать мышление (сериация). Развивать внимание, воображение и память. Закреплять розовый цвет и форму. Снятие эмоционального напряжения.
10. Развивать мышление, внимание, воображение и творчество. Закреплять цвета и форму. Диагностирование пройденного материала.
1. Упр. «В гости», «Распорядок дня», «Подарок», «Сон».
2. Упр. «Зеленый дом», «Дорожка», «Огород», «Дорисуй фигуру», «Шапка-невидимка».
3. Упр. «Мышка-цветовод», «Сложи», «Волшебный цветок», «Превращения».
4. Упр. «Мышка-рыболов», «Сложи дорожку», «Поймай рыбку», «Сложи узор».
5. Упр. «Сложи дорожку», «Сравни», «Пуговицы», «Пальчики играют».
6. Упр. «Сложи дорожку», «Подбери по цвету», «Одень дочку», «Отдыхаем».
7. Упр. «Собери дорожку», «Разложи фигурки», «Дорисуй», «Отдыхаем».
8. Упр. «Собери дорожку», «Разложи фигурки», «Загадки», «Точки».
9. Упр. «Собери дорожку», «Дорисуй фигуры», «Угадай, кто это?», «Собери по образцу».
10. Упр. «Собери дорожку», «Назови фигуру», «Отгадай предмет».
Список литературы ….
Дата составления ….
Подпись …
Занятие № 1. «Волшебный город»
Цель: развитие мышления, воображения, творческих способностей, закреплепление знаний о цвете, форме, временах года, частях суток, снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование: картинки геометрических фигур разного цвета, карточки, цветные карандаши, бумага, аудиозапись со звуками моря и леса.
Организация: занятие проводится индивидуально с ребенком.
Ход занятия:
1. Упражнение «Мышеград»
Цель: развитие мышления, воображения, закрепление цвета, формы.
Время: 5 минут.
Т. П. В волшебной стране есть сказочный город «Мышеград», в котором живут маленькие мышки. Они живут в домиках разного цвета. Сегодня мы пойдем в гости к одной мышке. Какого цвета домик у этой мышке? Да, эта мышка живет в красном домике.
- красная редиска выросла на грядке,
- рядом помидоры – красные ребятки.
- красные тюльпаны на окне стоят,
- красные яблоки на ветвях горят.
2 Упражнение «В гости»
Цель: развитие мышления, закрепление цвета, формы.
Время: 5 минут.
Т. П. Чтобы пройти к мышке в гости нужно собрать дорожку из фигур разного цвета, солнышко (синтез) и лужайку.
3 Упражнение «Распорядок дня»
Цель: развитие мышления, воображения, закрепление знаний о частях суток.
Время: 5 минут.
Т. П. У мышки свой распорядок дня, а у тебя есть распорядок дня. Расскажи о нем.
4 Упражнение «Подарок»
Цель: развитие творчества, воображения, закрепление цвета, графическая тренировка.
Время: 5 минут.
Т. П. Так как в гости нужно приходить с подарками нарисй, мышке картину. Подари.
5 Упражнение «Сон»
Цель: релаксация.
Т. П. Мышка устала, ей пора спать и мы с тобой отдохнем. Закрой глазки, расслабься и послушай музыку.