Ольга Захарчук
Дидактическая игра по сенсорно-моторному развитию для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Авторская дидактическая игра»
Я работаю с детьми раннего возраста (с 2 до 3 лет) по проблеме недостаточного развития сенсорных навыков у младших дошкольников.
Публикация «Дидактическая игра по сенсорно-моторному развитию для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2014
Цель: Показать влияние правильно подобранных методов сенсорного воспитания на развитие сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
Педагогический процесс в детском дошкольном учреждении необходимо строить, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, его склонность к игре. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в сенсорном воспитании. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.
Чем больше дети познают, тем богаче их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и всё это позволит легче учиться. Чтобы легко учиться и на высоком уровне определять форму предмета, его объём и размер, у ребёнка должны быть хорошо развиты окологлазные мышцы, помогающие двигаться глазам, а так же мышцы шеи, помогающие ей быть не подвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, и скоординированы мышцы обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-нибудь предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие-либо моторные действия.
Что бы взять предмет одной рукой, малыш должен быть уже моторно готов к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет многое познать с их помощью. И чем раньше мы дадим в его руки новые, неизученные предметы, тем быстрее и лучше разовьются его сенсорно - моторные навыки.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Детям очень нравятся игры, сделанные руками взрослого.
Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.
Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные обонятельные ощущения.
Поэтому мной были разработаны и систематизированы игры и пособия по сенсорному развитию младших дошкольников. Хочется рассказать о наиболее интересных пособиях.
Развивающие дидактические игры для сенсорно-моторного развития детей 2-3 лет.
«Чудесные мешочки»
Предыдущий опыт детей : Ознакомление детей с сыпучими материалами используемыми в этой игре. Баночки пластиковые прозрачные с наполнением: горох, орехи, камешки, макаронные изделия (перья, пшено, сушки. Детям даётся потрогать в присутствии воспитателя.
Материал: Сшитые из фланели мешочки 16 штук, с наполнением разными материалами. На мешочках нашиты пуговицы и петельки.
Цель: Учить детей на ощупь определять содержимое мешочков и называть, что в нем находится, затем учить составлять пары из одинаковых по содержимому мешочков. Упражнять детей в застёгивании пуговицы, скрепить пару. Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление.
Презентация:
• Разложить мешочки перед ребёнком на столе.
• Предложить обследовать мешочки на ощупь. (Потрогай мешочки, там что то интересное)
• Задать вопрос: «Что в мешочке?» Помочь определить наводящими вопросами (если ребёнок затрудняется). (На что похоже? Лёгкое или тяжёлое? Мягкое или твердое? и др.)
• Предложить найти одинаковые мешочки. (Давай мы найдём такой же)
• Затем скрепить пару, застегнув на пуговицу. (А теперь соединим их пуговкой, застегнём, чтобы не потерялись)
• Отложить в сторону.
• Приступить к поискам другой пары. (Может ещё поищем одинаковые)
• Самостоятельные действия ребёнка.
Особый интерес: Неизвестность, загадка, не вижу, но могу увидеть руками.
Контроль ошибок: заложен в материале, зрительный контроль.
Возраст : с 2-3 лет.
«Дидактические мешочки»
Материал: Мешочки 12 штук, четырёх основных цветов (красный, синий, жёлтый и зелёный, и разной формы (квадрат, круг, треугольник) с наполнителем (горох). К каждому мешочку пришита пуговица и петля.
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету и по форме, создавать логические цепочки. Учить обобщать. Упражнять детей в застёгивании пуговиц. Развивать сенсорное восприятие, речь, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, умение раскладывать и убирать материал.
Презентация:
• Положить на столе, перед детьми, мешочки разного цвета и разной формы.
• Предложить ощупать, назвать форму и цвет. Если ребёнок в начальной стадии обучения сенсорным эталонам, тогда воспитатель знакомит детей с формой и цветом, называя их. (Посмотри, здесь красный круг, а вот жёлтый треугольник и т. д.)
• Разложить перед детьми предметы по цвету. (Давай, мы с тобой разложим предметы по цвету)
• Предложить соединить получившуюся цепочку, застегнув пуговицы. (А теперь мы соединим фигуры в «поезд»)
• То же самое, проделать, собрав предметы по форме.
• Самостоятельные действия детей.
Особый интерес: Наполнитель мешочков, яркое исполнение, много действий можно сделать, обучение в игре.
Контроль ошибок: заложен в материале, зрительный контроль.
Возраст : с 2-3 лет.
«Универсальный грибок»
Материал: Фигура гриба объёмная с вращающейся шляпой, шнурки, мячи и колечки четырёх основных цветов, прищепки, плоскостные геометрические фигуры, наборы картинок: фрукты, овощи, домашние животные и т. д.
Цель: Учить детей различать и называть цвет и форму, закреплять знания пройденного материала (набор картинок на разные темы, учить детей соотносить предметы по цвету, укреплять мышцы ног, брюшного пресса (в упражнении «Достань ножкой мяч, колечко», «Догони», развивать сенсорное восприятие, мелкую и общую моторику, речь, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Способствовать физическому развитию.
Презентация:
• Предложить детям рассмотреть удивительный и необычный гриб.
• Обратить внимание детей на наличие геометрических фигур или тематических картинок. (Ребята, что вы видите, какого цвета)
• Предложить детям украсить геометрические фигуры цветными прищепками, подбирая по цвету.
• Самостоятельные действия детей.
• Заменить комплектацию, на мячи и колечки.
• Предложить детям лечь на пол и стараться достать ногой, сначала правой, затем левой до мяча или до кольца.
• При вращении шляпы гриба предложить детям «догнать» мячики, но уже работая двумя ногами, поднятыми вверх.
• Самостоятельные действия детей.
Особый интерес: яркое оформление, вращается как карусель, можно использовать в разных целях.
Контроль ошибок: заложен в материале, зрительный контроль.
Возраст : с1г. 8м. до 3лет.
«Разноцветные баночки»
Материал: Набор пластмассовых прозрачных баночек с прорезью в крышке, четырёх основных цветов, крышки разного цвета, контейнер для крышек.
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету, называть цвет, развивать умение просовывать крышку в прорезь, развивать сенсорное восприятие, наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер, целеустремлённость.
Презентация:
• Поставить перед детьми баночки разного цвета.
• Предложить рассмотреть крышки, баночки, найти прорезь.
• Обратить внимание детей на баночки и крышки, называя их цвет: «это крышка красная, а вот и баночка тоже красная, положим крышку в её «домик». Так все 4 цвета.
• Побуждать детей к самоконтролю : «Посмотри, Саша крышка попала не в свой домик» ребёнок может открыть банку и переложить крышку.
• Самостоятельные действия ребёнка.
Особый интерес: яркое и удобное оборудование, детям этого возраста интересны повторяющиеся движения и манипуляция с предметами.
Контроль ошибок: заложен в материале, зрительный контроль.
Вывод:
В результате проделанной работы, в группе создана насыщенная, разнообразная развивающая среда, способствующая сенсорному развитию и развитию мелкой моторики детей. В процессе воплощения своих идей получаю большую поддержку и помощь родителей.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, полноценного восприятия окружающего мира, также положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга. А самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.