Галина Ломага
Занятие по автоматизации звуков по лексической теме «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
o Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме;
o Активизировать словарь по теме (названия, признаки и действия);
o Оценить умение детей использовать полученные знания в разных видах деятельности;
o Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.
o Автоматизация звуков речи.
o Развитие фонематического слуха.
o
o Развитие тактильных ощущений, эмоций.
Дети должны знать:
o Что домашние животные-животные, прирученные человеком;
Публикация «Занятие по автоматизации звуков по лексической теме „Домашние животные“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
o Названия взрослых животных и их детенышей разного пола;
o Названия помещений, в которых содержится домашнее животное;
o Чем питаются разные животные;
o Как передвигаются, какие звуки издают;
o Какую пользу приносят людям.
Дети должны уметь:
o Отличать домашних животных от диких;
o Использовать в речи названия домашних животных, частей их тела, жилищ, признаков, действий;
o Имитировать движения и звуки домашних животных;
o Делить слова на слоги;
o Определять место звука в слове;
o Различать мягкие и твердые согласные звуки;
o Составлять предложения с предлогами.
Оборудование: картинки из серии «Домашние животные»; познавательная и художественная литература; продукты-муляжи, которыми питаются домашние животные; шапочки с изображением домашних животных; бельевые прищепки; кубик, на сторонах которых нарисовано от 1 до 3 точек (они будут обозначать количество слогов в словах); «жетоны - эмоции» - «веселый» и «грустный»; музыкальный центр; диск с записью голосов домашних животных; муляж или картина с изображением скотного двора; коврики для релаксации и диск с релаксационной музыкой; колючие коврики для массажа стоп; паровозик с тремя вагонами (для определения места звука в слове); «волшебная» палочка; «волшебный» мешочек; дидактическая игра «Загадочный цветок»; флажки синего и зеленого цветов; посылка с письмом от пастуха.
Выставка книг на тему домашних животных.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Цель : Развивать артикуляционный аппарат
-Ребята, давайте сделаем гимнастику для язычка. Имитация движений домашних животных (Кошка умывается; Лошадь жует траву; Собака рассердилась; Бодливая овечка; Козленок пьет молоко; Лошадка – с опорой на картинки)
-А теперь давайте порычим как собака! ([РРРРРР])
-Давайте споем песенку колокольчика, который носит корова на шее! (ла-ла-ла, ло-ло-ло, лы-лы-лы и т. д.)
-Ребята, движения и звуки каких животных мы имитировали? (Домашних)
-Почему они называются домашними? (Потому что живут рядом с человеком, о них заботится человек)
- Вот сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.
2. Игра «Отгадай, какое это животное и назови его семью».
Знать: какие действия могут совершать домашние животные, как называются члены «семьи» домашних животных, уметь группироваться в свою «семью», правильно называя всех членов «семьи».
Цели: развивать внимание, память, расширять и активизировать словарь по теме.
-Кто хрюкает, роет ямы (свинья, поросенок, кабан)
-Кто блеет, бодается?
-А теперь сами загадайте такую загадку про… - кошку. Что она делает? (Мяукает, царапается)
-Про корову (Мычит, жует, ходит)
3. Игра «Умный кубик».
Знать: способы деления слов на слоги, объяснить выбор.
Цели: развивать умение делить слова на слоги; развивать речь, внимание, память, воспитывать внимательное отношение к установкам педагога.
-Ребята, поиграем в игру. Вот кубик, на сторонах кубика нарисованы кружки. Вы бросите кубик и должны будете взять ту картинку, с изображением домашнего животного, в названии которой столько слогов, сколько кружков выпадет на кубике. И дать полный ответ. (- В слове корова 3 слога и т. п.)
4. Игра «Флажки».
Знать: Названия домашних животных.
Цель: Развитие фонематического слуха.
-О ком мы говорим на занятии? (о домашних животных).
-Сейчас я буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если есть такое животное - поднимите зеленый флажок, если нет - синий.
БАНАН-БАРАН
ОВЦА -ОВСА
ПЫК-БЫК
КОСА-КОЗА
КОТ-КОД.
5. Самомассаж с прищепками + массаж ступней.
Цель: Развитие мелкой и общей моторики.
Котенок-глупыш.
-Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
-Но я же играю с тобою, малыш!
-А будешь кусаться - скажу тебе «кыш»!
(На каждый ударный слог «щипаем» фаланги пальцев прищепками, начиная с мизинца и обратно. Сначала на одной руке – потом на другой)
(под ногами лежат колючие коврики - дети сидят или стоят без обуви)
6. Игра «Угадай, кто, как кричит?» или «Посылка».
Знать: какие звуки издают домашние животные, уметь по звукам определять кто, как кричит.
Цели: развивать фонематический слух, воображение, память, внимание.
-Ребята, нам пришла посылка. В посылке письмо от пастуха. (Прочитать его). Он новичок в своем деле, и плохо знает голоса животных, поэтому просит нас послушать звуковое послание (диск с записью голосов домашних животных) и сказать, какие животные слышны на нем. Поможем? Слушаем. ( голоса: лошади, собаки, коровы, овцы, свиньи).
7. Игра «Паровозик».
Цель: уметь определять позицию определенного звука в слове, развивать фонематический слух.
- К нам приехал паровоз и в его состав входят три вагона. Первый вагон –начало слова, второй – середина, третий – конец слова. Вы берете картинку с изображением животного, называете ее. А я задаю вам звук, место которого вы должны определить в слове. Картинку с изображением животного вставляете в тот вагон, который обозначает место звука в слове. Скажите, где слышен звук.? В начале, в середине или в конце слова? - коРова, Лошадь, баРан, жеРебенок, теЛенок, кРолик. (Звук [Р] в слове корова слышен в середине слова и т. д.)
8. Дидактическая игра «Загадочный цветок».
Цель: уметь различать на слух твердые и мягкие звуки [Л-Л], развитие фонематического слуха, памяти, внимания.
-Назовем животных изображенных на лепестках цветов. Если в слове слышен мягкий [Л], то лепесток приклеим к зеленой серединке, а если твердый, то к синей. (После игры лепестки переворачиваются к детям цветной стороной).(Приложение 1).
9. Дидактическая игра «Кто, где стоит, лежит?».
Знать: предлоги НА, ПОД, ЗА, ОКОЛО, У, В…
Цели : уметь составлять предложения с данными предлогами.
• Муляж или картина с изображением скотного двора.
(Ребенок берет картинку с изображением животного, или его фигурку, прикладывает ее к изображению скотного двора и составляет предложение, используя заданные предлоги – «Корова ОКОЛО забора; свинья стоит ЗА кормушкой» и т. д.)
10. Физическая пауза «Хозяюшка».
Цель: Развитие общей моторики и координации движений.
Дети стоят на колючих ковриках, читают стих и имитируют движения животных.
«Хозяюшка»
(Координация речи с движениями, развитие творческого воображения)
Наша – то хозяюшка (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка (Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.)
Моет языком.
Хрюшка собирает (Присели, наклоняют ритмично голову)
Крошки под окном.
По столу котище (Встали, правой рукой делают движения к себе.)
Лапою скребет,
Половичку козочка («Метут» пол.)
Веничком метет.
11. Игра «Волшебство».
Знать: чем питается то или иное домашнее животное, уметь конкретному животному подбирать продукты питания, называть их правильно, правильно строить предложение.
Цели: развивать внимание, память, грамматически правильную речь, тактильные ощущения.
-Ребята, встаньте на коврики. Сейчас я вас с помощью волшебной палочки превращу в домашних животных : в кошку, в коня, в кролика, в собаку, в корову, в козу. А вы из волшебного мешочка достанете для себя еду, которую больше всего любите есть. (На ощупь определяются нужные продукты – можно приготовить муляжи, но лучше положить в мешок настоящие овощи и пр. продукты питания домашних животных. (- Я коза. Я люблю есть траву, морковь, капусту. и т. д.)
12. Дидактическая игра «В чем ошибся художник?».
Знать: дети должны знать особенности внешнего вида домашних животных, уметь называть недостающие части животного.
Цели: развивать умение анализировать и составлять целое из частей, воображение, память. (Приложение 2).
-Ребята, посмотрите на картинки и скажите, в чем ошибся художник? Каких частей тела не хватает у животных? (хвоста, ушей, рогов, вымени).
13. Игра «Фантазеры».
Цель: учить мимикой выражать разные состояния по отношению к домашним животным.
-Представьте, что вы гладите кошку или щенка.
Испугались бульдога.
Вы щенок, который украл сосиски.
Вы котенок и просите молока у хозяйки.
У вас пропала коза.
14. ИТОГ.
-Ребята, о ком мы сегодня говорили? (о домашних животных).
-В какие игры играли?
-Скажите, что будет с домашними животными, если мы их отпустим в лес? (они погибнут)
-Почему? (потому что они домашние и о них заботится человек).
-Ребята, выберете «жетоны - эмоции». «Веселую», если вам понравилось, как вы работали на занятии, «грустную» - если, что-то не понравилось.
Список использованной литературы:
1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!/ Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2006. – 208 с. :ил. – (Серия «Готовимся к школе») ISBN 5-94455-037-6
2. Лопатина Л. В. Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб., 1994.
3. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. –(Логопед в ДОУ). ISBN 978-5-83144-906-0