Екатерина Даскал
Автоматизация звука [Р]
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема: «Сад и огород» Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях.
Цель: автоматизация звука Р на речевом материале лексической темы «Сад и огород»
Задачи:
• закрепление знаний о механизмах образования данного звука в слогах, словах, предложениях;
• развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
• обогащение словарного запаса по лексической теме;
• развитие фонематического восприятия;
• совершенствование подвижности артикуляционного аппарата;
• развитие навыков звукового анализа слова.
Темочки:
Оборудование: предметные картинки сад и огорода, овощи и фрукты со звуком Р; видео артикуляционной гимнастики на постановку звука Р; игра «Разминка для ума», «Веселый огород», загадки, игра «Полить огород», «Перевоплощение», ТСО, зеркала (3).
Методы и приемы обучения: словесные методы и приемы обучения -демонстрация наглядных пособий, беседа, вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
игровые методы и приемы обучения - дидактическая игра, загадывание и отгадывание загадок;
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Внимательно прослушайте четверостишие и ответьте на вопросы.
Талалам, талалам,
Кто спешит в гости к нам?
Этот мальчик- длуг лебят,
С ним встрече каждый будет лад!
- Какие слова я произнесла неправильно?
-Вот наш гость - Клоун. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Клоун еще не научился произносить звук [Р]. Вы сможете помочь нашему гостю? Ведь ты уже научились правильно выговаривать этот звук. А для этого вы очень старались и долго тренировались.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Все ребята по порядку, утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже, на детишек быть похожим.
Для того чтобы научиться правильно произносить звуки, нужно размять и подготовить язык. (Видео артикуляционной гимнастики)
«Грибок» - 5 сек.
- «Маляр» - 5 раз.
- «Лошадка»- 5 раз.
- «Мотор» - 5-7 раз.
- «Дятел» - 5-7 раз.
3. Звуковая разминка. Игра «Перевоплощение» (Звуковая разминка)
- А еще сегодня у звука Р день рожденье : мы с вами научились правильно произносить этот звук. Давайте покажем нашим гостям и Клоуну как мы это делаем.
-Превращаемся в наездника Как останавливаем лошадку (ТРРРРР)
-Летчик заводит мотор самолета (ДРРРРРРРРРРР)
-Как собака рычит? (РРРРРРРРРРРРРРР)
- Молодцы!
4. Сообщение темы занятия.
- Ребята посмотрите, что-то наш гость совсем загрустил!
- Что же случилось?
- Он забыл куда шел.
- Поможем вспомнить Клоуну?
- Нам надо отгадать загадки.
Загадки:
Родилась она зеленой
А потом росла, краснела.
На цветущей белой кроне.
Как созрела посинела. (Слива)
Колобок висит все лето
Среди зеленых веток.
Ударит гулко оземь,
Когда наступит осень. (Яблоко)
Что за фрукт поспел в садочке?
Кость внутри, в веснушках щечки.
Прилетел к нему рой ос —
Сладок мягкий. (Абрикос)
Запеканки, драники,
Оладьи и пюре,
Зразы и вареники,
Печёнки в кожуре,
И отличную окрошку
Можно сделать из. (Картошки)
Апельсина брат меньшой,
Потому как небольшой. (Мандарин)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой (огурец)
Плод этот сладкий
И круглый, и гладкий.
Внутри он душистый
Снаружи пушистый. (персик)
- Как вы думаете, куда шел Клоун? (В сад и на огород)
- Давайте еще раз вспомним отгадки.
Морковь, картошка, абрикос, огурец, персик – какой звук часто повторяется? -- Звук Р.
5. Автоматизация звука Р в слогах.
Игра «Полить грядки» (слоги написаны на ведрах)
РА – РА – РА
РО – РО – РО
РУ – РУ – РУ
РЫ – РЫ – РЫ
РЭ – РЭ – РЭ
6. Речевая гимнастика. Игра «Разминка для ума»
- На какие две большие группы делятся звуки и буквы? (гласные и согласные)
- Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем)
- Какие звуки мы называем гласными? (если воздух выходя изо рта не встречает преграду, то это гласный звук)
- Для того, чтобы в этом убедиться, мы с вами споем песенку. (Пение гласных звуков)
- Звук Р какой? Глухой или звонкий? (ладошка к горлу) Молодцы!
7. Звуковой анализ слов САД И ОГОРОД
- Сколько звуков в слове САД, ОГОРОД.
- Какой первый звук…., второй….и т. д
8. Физминутка.
1, 2, 3, 4 (ходьба на месте)
Дети овощи учили (прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок (наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночок (хлопки в ладоши)
На носочки я встаю (поднимаемся на носочки)
Яблоко я достаю (руки вверх)
С яблоком бегу домой (бег на месте)
Мамочке подарок мой (хлопки в ладоши)
9. Автоматизация звука Р в словах.
- Произносите сердито.
РЫ-РЫ-РЫ- помидоры
РУ-РУ-РУ- груша
РА-РА-РА- гранат
РО-РО-РО- огород
Игра «Веселый огород».
Найдите картинки в названиях которых есть звук Р и посадите на нужное место (импровизированный огород и сад, фрукты и овощи на липучках)
МОРКОВЬ
РЕДИС
ПОМИДОР
ПЕРСИК
АБРИКОС
ГРУША
РЕПА
10. Автоматизация звука Р в предложениях.
Игра «Я, ты, он, она….»
РУБИТЬ ВЕТКИ ТОПОРОМ
СОБИРАТЬ ПОМИДОРЫ
Я…
ТЫ….
ОН….
ОНА….
МЫ….
ВЫ….
ОНИ….
11. Итог.
- Кто приходил к нам в гости?
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Какой звук повторяли?
- Теперь вы все следите за своей речью и не забывайте про звук [Р]