сотникова ирина
Автоматизация свистящего звука [С] и комплекс артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
-губы растянуты в улыбку,
-зубы заборчиком со щелью
-кончик языка за нижними зубами
-воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка- свист длительный
Подготовительные упражнения:
"Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Почистим нижние зубы", "Желобок", "Футбол", "Фокус", "Заморозим пальчики (подбородок)" и т. д.
Постановка:
а) по подражанию (предпочтительный, но далеко не часто осуществимый способ;
Публикация «Автоматизация свистящего звука [С] и комплекс артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
б) от И,Х,Т,Ф с придыханием;
в) механический (с помощью зонда, шпателя);
г) смешанный;
д) при шипящем, боковом, носовом сигматизме вначале ставится межзубный С.
Основные направления автоматизации :
1. Прямые слоги и слоговые ряды с ними: СА,СЫ,СО,СУ
2. Слова с прямыми слогами
3. Обратные слоги и слоговые ряды с ними: АС,ОС,УС,ЫС,ИС
4. Слова с обратными слогами
5. Слоговые ряды со стечением согласных
6. Слова с со стечением согласных
7. Фразы с отработанными словами
8. Чистоговорки, потешки и скороговорки на С
9. Небольшие прозаические адаптированные тексты для заучивания
10. Лексико-грамматические упражнения
11. Письменная речь
Комплекс артикуляционной гимнастики
1. Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота-
Подшутить над ним охота.
(Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза.
2. Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
(Учимся делать упражнение, которое логопеды называют "Улыбка". Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
3. Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
(Учимся делать упражнение "Хоботок". Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)
4. За бананом потянулись
И, конечно, улыбнулись-
То слоненок, то щенок.
Я бы точно так же смог.
(Учимся делать упражнение "Улыбка-трубочка". Разводим уголки губ в стороны, задерживаем в таком положении на 2-3 секунды; вытягиваем губы вперед, задерживаем на такое же время. Зубы при выполнении упражнения сжаты. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
5. Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
(Учимся делать упражнение "Хомячок". Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться,сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)
6. Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
(Учимся делать упражнение "Лопата". Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)
7. Котенок любит молоко:
Нальешь-и нет ни капли вмиг.
Лакает быстро и легко,
" Лопаткой" высунув язык.
(Учимся делать упражнение "Котенок лакает молоко". Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)
8. Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
(Учимся делать упражнение "Чашечка". Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка "чашечкой" и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)
9. Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком "качать качели"?
(Учимся делать упражнение "Качели". Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнения 3-4 раза.)
10. У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок-как клюв у птицы.
(Учимся делать упражнение "Иголочка". Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.)