Татьяна
Артикуляционные сказки и упражнения по лексическим темам в младшей группе. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Задачи:
• подготовка артикуляционного аппарата ребёнка к правильному произнесению нужных звуков;
• отработка основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков;
• развитие, уточнение и совершенствование основных движений органов речи;
• учить производить артикуляционные движения и контролировать правильность их выполнения;
• отработка определенных движений и положения губ, языка, правильной воздушной струи: то есть всего того, что необходимо для правильного образования звука.
«Знакомство».
" Домик для Язычка "
(выполнять перед зеркалом)
Жил-был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если у него не было своего дома? Язычку ничего другого не оставалось, как жить на улице, а там осенью дождь, зимой снег и летом дни холодные случаются. Плохо было Язычку, он часто простужался и подолгу болел.
Но в один прекрасный день Язычок нашёл себе дом. Какой? Рот. (открываем ротик, обращая внимание, что нижняя челюсть может опускаться и подниматься, открывая и закрывая рот)
Обрадовался Язычок («Улыбка», произносим и-и-и. Обращаем внимание, что губы умеют улыбаться, обнажая зубы) и решил привести свой новый дом в полный порядок. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери: первая дверь — губы (облизываем губы, вторая дверь — зубы (показываем зубы).
В новом доме Язычка не было окон, зато были стены, правда, очень странные. Они могли раздуваться, как шарики. Как они называются? Щёки («Шарики» - надуваем щеки).
А потолок был твёрдым и назывался нёбо.
Язычку очень понравилось его новое жилище. Правда, в нём всегда было сыро, доже спать приходилось в мокрой постели, но зато там было тепло и уютно, а главное - не было сквозняков.
В одном домике, дружок,
Живет веселый язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка
И немного шалунишка.
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
Распластался, как лопатка,
Полежал на губе,
И опять ушел к себе.
«Сказка о Веселом Язычке»
Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался.
Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы). Зубами!
Нижние зубы - крылечко, а верхние зубы - дверка.
Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его. Обращаем внимание, что язык может подниматься вверх, опускаться вниз, умеет двигаться в стороны, к уголкам рта, вперед и назад).
Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: "Дай-ка и я так попробую".
Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет.
Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается (взрослый показывает языком движения).
А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй!
А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице то и поет.
Услышит, как дети кричат "а - а - а", откроет дверку широко - широко и запоет: "А - а - а".
Услышит, как лошадка ржет "и- и - и", узенькую щелку в дверке сделает и запоет: "И - и - и".
Услышит, как поезд гудит "у - у - у", кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: "У - у- у".
Так незаметно у Язычка и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется.
Вот и сказке конец.
«Сказка о Весёлом Язычке 2»
Жил – был Весёлый Язычок в своём домике.
Догадайся, что это за домик?
В домике этом красные двери,
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверушки конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик – рот.
Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт).
Непоседливый Язычок не сидит на месте.
Он часто выбегает из домика (высунуть язык).
Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой», спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).
А на дворе солнце спряталось за тучки, и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»).
Первый комплекс основных упражнений (по М. Ф. Фомичевой):
1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
2. Вытягивать губы вперёд трубочкой.
3. Чередовать положения губ: в улыбке – трубочкой.
4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
5. Язык широкий.
6. Язык узкий.
7. Чередование положений языка: широкий – узкий.
8. Подьём языка за верхние зубы.
9. Чередование движений языка вверх – вниз.
10. Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвинуть язык вглубь рта – приближать к передним нижним резцам.
Основной комплекс:
1. «Окно» - открыть рот и подержать открытым (а – а – а – а, закрыть (статич. упр).
2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы (статич. упр).
3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой (статич. упр).
4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 6-10 секунд (статич. упр).
5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд (статич. упр). Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. Ритмическое повторение 6 – 8 раз (динамическое упр.).
7. «Качели» - движение языка: нос – подбородок (динамическое упр.).
Упражнения для губ:
1. «Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. «Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.
3. «Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
4. «Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.
5. «Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
6. Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».
«Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
1. Тема: «Осень».
«Осень».
Осенью на небе много облаков. Это облачко очень веселое. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь ему в ответ. («Улыбка»)
Пошлите ему воздушный поцелуй. («Воздушный поцелуй»)
Вот прилетел осенний листок. Он тоже хочет с вами поиграть. («Лопаточка»)
Но ветер его, то поднимает, то опускает, («Качели»)
качает вправо, влево, кружит. («Часики»)
А вот сквозь облака и солнце протянуло свой лучик.
Он острый. Покажите, какой лучик. («Иголочка»)
Но вот закапал дождь. Он был сначала слабым, а затем все сильнее и сильнее.
(«Лошадка»)
Давайте, поймаем капли дождя на язычок. («Лопаточка»)
«Прогулка по осеннему лесу»
1. Шли мы шли, к Мишкиной берлоге подошли. Широко открыть
рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать.
(Раскрывать и закрывать рот).
2. Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите
полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько
прожуйте их. (Имитировать жевание).
А теперь покажите, какая вкусная брусника. (Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу).
3. Нам радостно и весело в осеннем лесу, улыбнемся друг другу и
лесным обитателям. («Улыбка» - губы и зубы сомкнуты).
4. А вон под веткой притаился Хомячок-толстячок. Покажите, какие толстые щечки у хомячка. Он несет в норку запасы. («Шарики» - надуть обе щеки одновременно).
Хомячок высыпал зерно в норку. Щечки сдулись. (Втянуть щеки).
5. На дереве сидит белочка и грызет орешки. (Улыбнуться и постучать зубами).
Или (усложнение) показать как мелькает беличий хвост – рот открыт, губы в улыбке: поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
6. Осенние листочки на веточках висят, осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и».
2. Тема: «Овощи».
«Огород»
1. Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести»).
2. «Толстячки — худышки». Изобразить овощи на грядке. Арбуз,
тыква, капуста, помидор, кабачок — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха, огурец и другие — «худышки». (Надувать и сдувать щеки).
3. «Лопата». Нам нужно выкопать картофель, приготовьте лопаты.
(Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии).
4. «Копаем картошку». (Кончик языка поднимать и опускать,
закрывая то верхнюю, то нижнюю губу).
5. Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. (Широко открыть
рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние
зубы).
Сказка «Заяц-огородник».
История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем её стал самый обыкновенный заяц. А случилось все так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались, голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах овощи выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку.
“Лопатка“
Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто-то:
- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?
- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц.
Змея сначала удивилась, а потом голову подняла, осмотрела все и похвалила зайца.
“Веселая змейка“
Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то орешек засушенный нашла. “Футбол“
“Вот молодец“, - удивилась белка и тут же дала совет:
- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.
Только белка ушла – медведь идет да банку с вареньем несет.
“Вкусное варенье“
Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:
- Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушел косолапый.
Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть очень устал. Исполняются песенки: “а“, “о“, “у“, “и“,
“ы“, “э“.
Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. “Шарики“
Пришлось лошадку пригласить, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам угощение. “Лошадка“
Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любит капусту. Исполняется
песенка “ш“
3. Тема: «Фрукты».
«Фруктовый сад»
1. Фруктовый сад огорожен забором. («Заборчик»).
2. Язычок пролезает через щель в заборе в сад. («Широкий» язык с силой протискивается между зубами).
3. Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык.
По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык колышком потом
Потянем тонким острием.
4. Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. (Надуть обе
щеки. «Шарики»).
5. Спрячем сливу за щеку. (Надувать попеременно то правую, то
левую щеку).
6. Круглая виноградинка. (Вытянуть губы вперед узкой трубочкой).
7. В саду очень красиво. (Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты).
8. «Качели». В саду мы увидели качели. (Поднимать язык вверх и опускать вниз, всунув его изо рта).
На качелях я качаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
Поднимаюсь, опускаюсь
Вверх — вниз, вверх — вниз.
9. Нюхаем садовые цветочки: розы, хризантемы. (Вдох через нос, выдох ртом).
4. Тема: «Домашние животные».
«Наши домашние животные».
Летом наш Язычок отдыхал в деревне у своей бабушки. Там он научился изображать домашних животных, которые жили на скотном дворе.
1. Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим вглубь рта; совершаем глотательное движение (6 раз).
2. Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка (6 раз).
3. Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной (10 раз).
4. Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.
5. Свинья чавкает во время еды — имитация пережевывания пищи с открытым ртом.
6. Коза бодается — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (10 раз) «Футбол».
Вспомни и назови животных, которых Язычок видел у своей бабушки.
«Новый друг язычка».
Эта история о том, как однажды Язычок познакомился с котенком.
1. Рано утром Язычок вышел посидеть на крылечко — язык лежит на нижней губе, рот полуоткрыт, губы не напряжены.
2. Разминаясь, Язычок потянулся вверх к солнышку — кончик языка тянется к носу, затем вниз к лужам — острый язык тянется к подбородку.
3. Свежий ветерок взбодрил Язычок — дуем на широкий язык, не надувая щек.
4. Вдруг из-под крылечка наш Язычок услышал мяуканье — громко мяукаем, наклонился посмотреть — опустить язык вниз, увидел котенка и ласково его погладил — имитируем кистью руки поглаживание.
5. «Киску надо накормить!» — подумал Язычок и принес чашку с молоком.
6. Котенок стал жадно лакать молоко — совершать соответствующие движения, облизываться — широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз, рот открыт, затем стал умываться — круговые движения язычком по губам, и выгибаться теперь уже от удовольствия.
7. Довольный котенок потерся о ноги и замурлыкал от удовольствия — тихо мурлыкаем.
- Как ты думаешь, почему котенок подружился с Язычком и стал жить вместе с ним?
Сказка «Ленивый котенок».
Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».) Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя): «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес.
Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.) То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.)
Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками.
В том домике жил петушок. Стали они жить вместе.
Однажды, Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д). Лиса испугалась и убежала в лес.
Ежик и бычок.
Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
«В рот не суй что попадется!»
А. Воронько.
Показать, как лизнул бычок ежика, как фыркает ежик, как мычит бычок.
5. Тема: «Дикие животные».
Артикуляционные упражнения:
1. Зайчик. Поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
2. Голодный волк. Чередование позиций: а) «оскал», челюсти сомкнуты; б)раскрыть рот с оскаленными зубами; в)сомкнуть челюсти; г) сомкнуть губы.
3. Сердитая рысь. Оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.
4. Ежик фыркает. Вибрация губ или вдох-выдох носом.
5. Мишка слизывает мед. (Рот открыт. Губы в улыбке. Облизать обе губы, делая языком движения по кругу).
6. Белочка грызет орешки. (Улыбнуться и постучать зубами).
Или (усложнение) показать как мелькает беличий хвост – рот открыт, губы в улыбке: поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.
Сказка «Невоспитанный зайчонок».
Жил в лесу невоспитанный зайчонок. Он никому не говорил “доброе утро“ и “спокойной ночи“. Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало зайчонку. Пошел он к маме и спросил: “Как мне помириться со всеми зверями в лесу?" Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Зайчонок решил исправиться, почистил зубки,
“Почистим зубки“
причесался, “Расческа“
Видит, лисенок на качелях качается. “Качели“
Пошел он и громко пропищал: “Доброе утро!"
Улыбнулся лисенок и угостил зайчонка морковкой. Образовался зайчонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет. И с ней он поздоровался. А она ему в ответ улыбнулась.
«Улыбка»
Очень понравилось зайчонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться.
Так зайчонок все бегал по лесу, и всем кричал “доброе утро“.
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который бобры построили.
“Заборчик“
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. “Доброе утро!" – кричит им зайчонок. “Уже вечер наступил, - отвечают лягушки, - добрый вечер!"
И побежал зайчонок домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет. «Лягушка»
Скрылось солнце за горой,
И Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок,
Лег в кроватку и умолк.
Сказка "Язычок в зоопарке"
Язычок подружился с лошадкой, но вместе жить они не могли: лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Язычок стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга, и ездил верхом. (Упражнение “Лошадка”.)
В зоопарке у Язычка появились новые знакомые. Самым большим из них был бегемот Боня. Когда Язычок подходил к его бассейну, Боня широко раскрывал рот (дети открывают рот как можно шире) и ждал какого-нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. (Дети делают то же самое)
Самым веселым был слоненок. Когда у него было хорошее настроение, он вытягивал вверх хоботок, и делал так «У-У-У!» (Упражнение «Хоботок»)
Самым добрым и безобидным Язычок считал ужа. Он только на первый взгляд казался
опасным, особенно когда высовывал длинный и узкий язык, похожий на жало.
(Упражнение “Иголочка”, высовываем язык, как можно дальше и удерживаем его).
Язык ужа быстро-быстро передвигался из стороны в сторону.
(Дети узким длинным языком выполняют соответствующие движения - упражнение “Часики”.)
Самой забавной была обезьяна. Она любила всех смешить, поэтому всё время строила рожицы: высовывала язык, надувала щёки, делала вид, что полощет рот, пыталась языком дотянуться до носа, а затем до подбородка. (Дети выполняют все эти движения.)
6. Тема: «Зима. Зимние забавы».
Артикуляционные упражнения:
1. Сосулька. («Иголочка». Всунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести-восьми»).
2. Санки-ледянки. («Лопаточка»).
3. Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. («Качели»)
4. Снеговик во дворе. («Шарики»)
5. Вьюга воет. («Хоботок» У-у-у-у)
Сказка «Как Язычок лепил снеговика» (Н. В. Рыжова)
Взрослый выполняет вместе с ребенком.
Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг — и скамейки, и качели, и дорожки — было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5).
Язычок надел теплую шубу, шапку, повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы, посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5, потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика.
Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку, потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать).
У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха-ха»).
Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе, потом вниз (опустить язык к нижней губе, по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом — другой, из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед, из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом — влево).
Вот какого снеговика слепил Язычок!
7. Тема: «Новый год».
Дед Мороз проспал в постели,
Встал сосульками звеня: («Иголочка»)
- Где вы, вьюги и метели? («Хоботок» У-у-у-у)
Что не будите меня?
«Язычок и зима»
Наступила зима. Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычок запомнил действия ребятишек и сейчас попытается их повторить.
1. Подуй на снежок или снежинку– дуем на ватный шарик на нитке или бумажную снежинку (щеки не надувать, кончик языка чуть виден между губами).
2. Язычок боится мороза – острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
3. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
4. Похлопай язычком – лопаткой как по снегу. («Месим тесто»- Пя-пя- пя)
5. Ручки замерзли, а мы их погреем: поднести ладони ко рту, ха-ха-ха выдыхать теплый воздух на ладошки. Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.
8. Тема: «Семья. Наш дом».
Артикуляционные упражнения:
1. Мама испекла блинчики. («Лопатка»)
2. Малыш сосет соску. («Хоботок» и производить сосательные движения).
3. Старший брат играет в футбол. («Футбол»).
4. Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-ох! У-у-у-ух!»
5. Младший братик агукает: «Агу-агу-агу!»
6. Маятник настенных часов. («Часики»)
«Сказка про сестренку Аню»
Жила-была девочка Аня. (произносим имя -широко открыв рот А-ааня)
Когда у Анечки все получается она улыбается. Вот так. (Упражнение «Улыбка» и-и-и)
Когда погода плохая и дождик не пускает ее на улицу, Анечка сердится, надувает губки. Вот так. (Упражнение «Дудочка» у-у-у)
А когда появляется солнышко, она радуется и снова улыбается. Вот так. («Улыбка»)
Когда кто-нибудь дерется, Анечка сердится. Вот так. («Дудочка»)
Когда Аня видит, что дети дружно играют и помогают друг другу, она улыбается. Вот так. («Улыбка»)
Но когда Ане не читают книжки и не рассказывают сказки, она обижается. Вот так. («Дудочка»)
Когда к Ане приходят гости и играют с ней, она улыбается. Вот так. (Улыбка» Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.)
Чередование.
Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а», удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
Сказка «Язычок убирает свой домик».
Домик Язычка - это наш рот, там всегда влажно и приходится спать в мокрой постельке, но зато там тепло, уютно и нет сквозняков. Уборку Язычок всегда начинает с проветривания.
1. Язычок проветривает домик — открываем двери-губы, оконные рамы-зубы тщательно протираем с наружной и внутренней стороны (совершаем соответствующие движения языком, затем закрываем поочередно зубы, губы (5-6 раз).
2. Язычок маляр. Язычок красит потолок-нёбо, тщательно и крепко прижимая к нему
кисточку, как маляр; широко открыв рот, двигаем по нёбу язык вперед-назад и из
стороны в сторону (5-10 раз).
3. Язычок моет стены. Стены в домике нашего Язычка - это щеки. Они странные — они могут надуваться и сдуваться, как шарики (попробовать надуть и сдуть щеки). Язычок аккуратно протирает их во время уборки — язык совершает увлажнение сверху вниз, и наоборот, полоска за полоской, по внутренней стороне щек.
4. Язычок проверяет, крепкие ли в доме замки. Губы растянуты в улыбке, верхние
и нижние зубы плотно сжимаются и разжимаются.
5. Язычок, закончив уборку, отдыхает на крылечке. Широкий язык удерживаем
под счет до 5 на нижней губе.
9. Тема: «Игрушки».
Артикуляционные упражнения:
1. «Шарики или мячики» - надуваем и сдуваем щеки.
2. «Дудочка» - тот же «Хоботок», вытягивать губы узкой воронкой у-у-у-у.
3. «Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медлено и сильно, тянуть подъязычную связку (4-5 раз).
4. «Пароход» - прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
5. «Огорченная мама, не собрали игрушки…» - «Может в доме был потоп? Может, к нам приходил бегемот?». Прижать ладони к ушам и наклонять голову в разные стороны, произнося «Ай-ай-ай!»
Сказка «День рождения язычка».
Однажды у язычка был День Рождения. Мама надула ему красивые воздушные, разноцветные шарики. (давайте покажем какие мама надула шарики - «Шарик»). Проснувшись утром, язычок очень обрадовался («Улыбка»).
Мама приготовила для язычка подарки. Язычок стал открывать подарки. В первой коробке была красивая лошадка:
Я лошадка - серый бок.
Я копытцем постучу-
Если хочешь, прокачу.
давайте покажем, как делает лошадка («Лошадка»).
А рядом с лошадкой лежала юла.
Видишь, рядом на полу
Музыкальную юлу?
Юла пляшет и поет,
После на бок упадет. («Юла»- круговые движения высунутым языком)
А ещё там был пароход, совсем как настоящий:
Отплывает пароход Ы-Ы-Ы-Ы
Набирает он свой ход. Ы-Ы-Ы-Ы
Он в гудок гудит, гудит Ы-Ы-Ы-Ы
«В путь счастливый!», говорит Ы-Ы-Ы-Ы
«Пароход» - прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход).
Вот как много игрушек подарили язычку на день рожденья.