Анна Шевела
Артикуляционные игры для детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на
нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом
положении 10-15 секунд.
«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх,
стараясь передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним
зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его
узким и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд.
«Горка» - рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним
Публикация «Артикуляционные игры для детей» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку
языка выгнуть, удерживать язык в этом положении 15 секунд.
«Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть
вверх, прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном
темпе 10-15 раз.
«Часики» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к
правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет,
проделать 15-20 раз.
«Качели» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к
носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.
«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать поочередно
верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.
«Змейка» - рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед,
напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и
убирать вглубь рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.
«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые
края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык
«выкатывать» вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз. В отличие от
упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад. «Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой,
водить от верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых
коренных зубов к левым (влево-вправо, поводить в течение 10-15 секунд.
«Лошадка» - прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и
сильно, тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если
прищелкивание не удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть
ребенок старается сосать конфету и одновременно почувствовать
присасывание языка.
«Грибок» - прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-
10 секунд. Когда язык научится принимать и удерживать это положение,
выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок
вниз.
«Фокус» - научиться направлять воздушную струю посередине языка.
Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы
потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике
носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее
можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.
«Индюк» - приоткрыть рот, энергично проводить широким передним
краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от
губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болобочет).
«Орешек» - рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую
и правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно
приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.
«Сытый хомячок» - губы сомкнуты, можно даже придержать их
руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки,
потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми 3-5 сек
(учитывайте возможности ребенка).
«Голодный хомячок» - губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть
щеки внутрь, сначала можно помочь руками. «Улыбка» - зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка
перекрывают нижние, растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.
«Трубочка» - зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед
длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку
изобразить поцелуй.
«Заборчик» - зубы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой
прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не
получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как
зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.
«Уточка» - вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были
под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы
вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
«Недовольная лошадка» - поток выдыхаемого воздуха легко и
активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,
похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение
выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.
«Спрятать губки» - рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта,
плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.
«Трусливый птенчик» - широко открывать и закрывать рот, губы
улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух
пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается
(неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется
ритмично.
«Акулы» - рот приоткрыт, на счет "один" челюсть двигается вправо,
на "два" - челюсть возвращается на место, на счет "три" - челюсть двигается
влево, на "четыре" - челюсть возвращается на место, на "пять" - челюсть
выдвигается вперед, на "шесть" – челюсть возвращается на место. Делать
упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
«Обезьяна» - челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием
языка к подбородку. «Силач» - рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз,
который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая
мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно
придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая
напряжение для мышц.
«Часики» - рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально
передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно
менять положение языка 4 – 6 раз.
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
«Лопатка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на
нижней губе.
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
«Окошко» - широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
«Варенье» - улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме
"чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать. «Лошадка»
-
улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и,
присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать
(как лошадка цокает копытами).
Я лошадка – серый бок (цок, цок,
Я копытцем постучу (цок, цок,
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
«Остановить лошадку» - сомкнуть губы и достаточно сильно подуть
через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
«Чистим зубки» - улыбнуться, открыть рот кончиком языка с
внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
«Заборчик» - улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны
передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под
счёт от 1 до 5-10.
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
«Дудочка» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.
«Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу,
чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в
таком положении 5-10 секунд.
На лесной опушке,
Где жила кукушка,Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
«Орешки» - рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно
упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".
Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
«Качели» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы,
кончик языка за нижние зубы.
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
«Лесенка» - улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме
чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а
затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.
«Гармошка» - улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу,
открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом
растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире
и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.
«Иголочка» - открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь
его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
«Пароход» - слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и
петь звук «ы» : «ы-ы-ы» (пароход гудит).
Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.
«Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка
твёрдое нёбо («потолок», двигаясь то зубов до горлышка.
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
«Бульдог» - чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней
губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
«Печём блинчики» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит
на нижней губе. Верхней губой шлё паем по языку: пя-пя-пя. Слегка
прикусываем язык: та-та-та.
«Заводим мотор» - рот закрыт. Напряженным кончиком языка
постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-
д]. Постепенно убыстрять темп.
«Весёлые лягушки» (выполняйте упражнения в соответствии с
Квака любит улыбаться.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Рот у Кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей. Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
«Трубочка» (выполняйте упражнения в соответствии с текстом)
Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.