Оксана Сомова
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика помогает детям укрепить мышцы языка и губ, позволяя тем самым быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Детям пяти, шести лет и старше гимнастика для язычка помогает устранить уже имеющиеся нарушения в произношении звуков.
Выполняйте артикуляционную гимнастику перед зеркалом, можно использовать зеркало на подставке.
Важно:
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Следить за тем, чтобы движения органов артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, только при правильном выполнении будет достигаться результат.
Будьте готовы к тому, что с первого раза некоторые упражнения не будут получаться. Сохраняйте терпение, ласковый и спокойный тон на протяжении всего занятия.
Помогайте ребенку постепенно вырабатывать точность движения, следите за плавностью выполнения динамических упражнений, темпом выполнения, устойчивостью. Используйте при этом различные приемы. Например, если ребенок с трудом тянет язычок вверх, можно намазать вареньем верхнюю губку ребенка и предложить ребенку слизать варенье, придерживая пальчиками нижнюю губу, чтобы не мешала. Можно положить маленький кусочек ириски на кончик языка и предложить ребенку прижать ириску к нёбу и удерживать её, пока вы сосчитаете до 10.
Занимайтесь артикуляционной гимнастикой каждый день по 5-7 минут. Не следует брать много разных упражнений на одном занятии. Лучше взять не более 4-5, но хорошо их отработать. Сначала выполняйте одно-два упражнения для губ, а потом три-четыре упражнения для язычка.
Итак, начинаем артикуляционную гимнастику!
1. Упражнение «Улыбочка». Растягиваем губы в улыбочку, зубки не видны. Удерживаем улыбку в течение 5 секунд. Выполняем 5 раз.
2. Упражнение «Бублик». Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки. Удерживаем «бублик» под счет до 5-10. Выполняем 5-6 раз.
3. Упражнение «Хоботок». Зубки сомкнуты, губы с напряжением вытягиваем вперед как хоботок. Удерживаем под счет до 10. Выполняем 5-6 раз.
4. Упражнение «Лопаточка». Открываем рот, широкий расслабленный язык кладем на нижнюю губу. Удерживаем «лопатку» под счет до 5. В норме язычок должен лежать спокойно, без подергиваний и не отклоняться в сторону. Выполняем 5-6 раз. Если ребенок не может расслабить язычок, то сначала выполняйте упражнение «Замесим тесто», которое поможет расслабить мышцы язычка.
5. Упражнение «Замесим тесто». Положить язычок между губами. Затем похлопать его губами со звуком: «пя-пя-пя». Потом слегка покусать язычок зубами: «та-та-та». Чередовать эти движения. Выполняем в течение 30-60 секунд.
6. Упражнение «Иголочка». Рот открываем, узкий напряженный язычок высовывается наружу. Удерживаем «иголочку» под счет до 5. Выполняем 5-6 раз.
7. Упражнение «Качели». Рот открываем, напряженным язычком тянемся то вверх к носу, то вниз к подбородку. Выполняем под счет: «раз-два, раз-два». Выполняем в течение 30-60 секунд.
8. Упражнение «Оближем губки». Рот открываем, облизываем язычком по кругу сначала верхнюю губу, потом нижнюю губу. Выполняем в течение 30-60 секунд.
9. Упражнение «Вкусное варенье». Рот открываем, широким языком обхватываем верхнюю губу и «слизываем» воображаемое варенье вглубь рта. Производим движения язычком не из стороны в сторону, а вперед-назад. Выполняем 6-8 раз.
10. Упражнение «Чашечка». Рот открываем широко. Передний и боковые края языка приподнимаем вверх. «Чашечка» не касается верхних зубов. Удерживаем «чашечку» под счет до 5. Выполняем 5-6 раз. Если у ребенка не получается это упражнение, тогда попросите его обхватить широким языком верхнюю губу (как в упражнении «вкусное варенье», а потом не меняя положения языка, опустить язычок вниз.
11. Упражнение «Почистим зубки». Губы сомкнуты, скользим язычком по передней поверхности верхних и нижних зубов по кругу в течение 30 секунд.
12. Упражнение «Грибок». Предложите ребенку сначала поцокать, как лошадка. Потом «остановите лошадку», присосав язычок к нёбу. Затем, не отрывая языка от нёба, оттяните нижнюю челюсть вниз. Подъязычная связка должна натянуться — это ножка «гриба». Удерживаем «грибок» под счет до 5-10. Выполняем 5-6 раз.
13. Упражнение «Гармошка». Язычок присосать к нёбу и, не меняя положения язычка, смыкаем и размыкаем челюсти. Выполняем в медленном темпе под счет: «раз-два, раз-два». Выполняем 6-8 раз.
14. Упражнение «Барабанщик». Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам). Получается как английский звук -д-д-д-д-д-. Барабанщик стучит то быстро, то медленно. Выполняем в течение 30 — 60 секунд.
15. Упражнение «Пулемет». Упражнение похоже на предыдущее, только вместо звука -д- произносим -т-. Рот открываем широко. Кончиком языка стучим по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) : -т-т-т-т-. Пулемет стреляет очень быстро. Выполняем в течение 30 — 60 секунд.
16. Упражнение «Индюк». Рот открываем, язычок делаем широким. Кончиком широкого языка «скользим» по верхней губе с работающими голосовыми связками. Получается как говорит индюк: «бл-бл-бл-бл». Повторяем в течение 30 секунд.
17. Упражнение «Пароход гудит». Слегка приоткрываем рот и длительно произносим звук «ы-ы-ы-ы». Следим, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка языка была поднята к нёбу. Выполняем в течение 60 секунд.
18. Упражнение «Птички поют». Рот открываем широко, так, чтобы тянулись уголки губ, потом закрываем. Выполняем 6-8 раз.
19. Упражнение «Фокус». Рот приоткрываем, губы держим в улыбке. На нос кладем кусочек ватки и будем пытаться его сдуть. Язычок в форме «чашечки» поднимаем к верхней губе таким образом, чтобы боковые края его были прижаты верхней губе, а посередине языка был желобок. Дуем через желобок и сдуваем ватку с носа. Если не получается, можно слегка придержать язык.