елена егорова
Арт-технологии на занятиях музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-технологии на занятиях музыки
Изучение проблемы формирования творческой и разносторонней личности дошкольника актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного общества – это развитие самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию.
Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.
Наблюдения показали, что у современного ребёнка, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, к играм, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникают противоречия между:
- возросшим вниманием общества к музыкальной культуре, к развитию детского творчества и отсутствием интереса у детей и родителей к этой проблеме;
- необходимостью развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью соответствующих индивидуально-ориентированных технологий.
Поиск решения этих проблем привёл к необходимости внедрить новые инновационные технологии в занятия музыкой - Арт – технологию. (art-творчество). Это естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество.
Арт – технология включает несколько направлений:
• Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, в основе которого лежит целительное воздействие музыки на психику человека.
Делится на два вида: пассивную (прослушивание музыкальных произведений) и активную (исполнение музыкальных произведений или их фрагментов).
Главная цель музыкальной терапии — нормализовать эмоциональное состояние. Музыка способствует:
- психологической разрядке;
- улучшению навыков саморегуляции;
- позитивному расположению духа;
- уменьшению тревоги и страхов;
- стабилизации душевного равновесия;
- развитию стрессоустойчивости;
- физическому оздоровлению;
- повышению творческого потенциала;
- созданию условий для личностного роста.
• Имаготерапия – особый вид арт-терапии, основанный на переводе в наглядную сценическую плоскость образов литературного текста.
Театральная интерпретация ребенком невещественного словесного знака позволяет решать сразу несколько задач, практически равно значимых для коррекции психоэмоциональной и коммуникативной сферы дошкольника:
– в процессе работы над выразительностью реплик персонажей расширяется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный и грамматический строй;
– в игровой форме дошкольник осваивает законы диалогической и монологической речи, учится применять различные элементы речи (мимику, жест, позу, интонацию, модуляцию голоса);
– в ходе подготовки к инсценировке или к спектаклю у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества персонажей и предметов, развиваются аналитические процессы, память и воображение.
• Игры-драматизации – это вид игр, в которых дети изображают героев мультфильмов или персонажей художественных произведений (сказки, стихи, песни и т. д.). В основе игр-драматизаций лежат собственные действия ребёнка, который исполняет ту или иную роль, при этом он может использовать куклы или персонажи, надетые на пальцы, например, куклы-варежки.
Некоторые виды игр-драматизаций:
- Пальчиковый театр: атрибуты ребёнок надевает на пальцы.
- Театр бибабо: на пальцы надевают куклы бибабо.
- Импровизация: инсценировка сюжета без подготовки.
Игры-драматизации положительно влияют на развитие речи детей: в процессе инсценировки ребёнок усваивает всё богатство и многообразие родного языка, его выразительные средства и интонации, которые характеризуют героев, их поступки.
Также такие игры развивают:
- воображение;
- творческие способности ребёнка;
- обогащают словарный запас;
- формируют силу воли и способность управлять своими действиями, а также логичность и самостоятельность мышления.
Режиссерская игра – это индивидуальная игра, в процессе которой ребёнок создаёт игровые ситуации с игрушками и предметами-заместителями.
В такой игре ребёнок выступает в роли режиссёра, организует игровой процесс, регулирует взаимоотношения персонажей и мотивирует их действия.
Ребёнок сам создаёт сюжет игры, в основе которой лежит личный опыт. Также сюжет может основываться на знаниях, усвоенных из рассказов взрослых, книг, просмотренных мультфильмов, фильмов, детских передач.
Игрушки и предметы, которые ребёнок выбрал для игры, выполняют как прямую, так и переносную функции. Например, диванная подушка превращается в лошадь, на которой ребёнок скачет в дальнее путешествие, или расчёска становится микрофоном для куклы, которая даёт концерт на сцене (в роли которой выступает диван). Главным компонентом режиссёрской игры является речь ребёнка. В речи ребёнка за время игры могут меняться интонация, громкость, темп, ритм высказываний.
Педагогическая ценность режиссёрских игр:
- способствует социальному развитию ребёнка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации, представлять отношения между людьми, их действия и поступки;
- помогают детям приобрести игровой опыт и тем самым создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно-ролевым играм;
- развивают самостоятельность ребёнка, умение занять себя в новой жизненной ситуации.
• Метод микрофона - это метод, где педагог и дети образуют круг, затем, передавая друг другу игрушечный микрофон, высказывают свои мысли по заданной теме.
Например, микрофон берёт ребёнок, составляет несколько предложений о своей любимой игрушке (питомце, мечте, увлечении, затем микрофон передаёт другому ребёнку. Все ответы детей не обсуждаются, а принимаются и одобряются.
При использовании метода ребята учатся придерживаться определённых правил: говорить только тогда, когда получает микрофон, говорить быстро и кратко, не оценивать высказывания товарищей.
Преимущества метода:
- развивается связанная монологическая речь;
- способность внимательно слушать собеседника, не перебивая;
- дети учатся свободному выражению своих мыслей.
Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности.
Одной из главных задач ФГОС ДО также является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.