Татьяна Адасенко
Анализ сказки А. А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
▼ Скачать + Заказать документы
В детстве каждому из нас читали ту или иную сказку. Выдуманные, но основанные на людских проблемах, истории захватывали нас с головой, унося в свой волшебный мир. Мы переживали, когда Царица отправляла Чернавку отвести Царевну в лес, Дюймовочку преследовала жаба, или же Золушка в самый неподходящий момент потеряла хрустальную туфельку. Будучи малышами, не до конца осознавали всех тонкостей отношений, устоявшихся между сказочными героями, не обращали внимания на нюансы, которые с течением времени стали волновать нас. Так, к примеру, лично мне не понятна ситуация с Русалочкой из сказки Г. Х. Андерсена. Как всем известно, ради спасенного ее Принца она ищет способ ступить на сушу, поэтому обращается к ведьме, которая взамен на ноги забрала у бедняжки голос. Когда Русалочка встречает своего возлюбленного, то не может произнести ни звука. Но что мешало ей написать ему, где она бы объяснилась с ним! Или что касается Золушки, которая терпела нападки со стороны Мачехи в собственном же доме! Конечно, можно размышлять над этой ситуацией с позиции, что девушка была воспитана кроткой и послушной, чтобы дать отпор так ненавидящей ее женщине и сводным сестрицам.
Публикация «Анализ сказки А, А, Пушкина „Сказка о рыбаке и рыбке“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Пушкин, Александр Сергеевич
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Но сегодня речь пойдет о совсем другой истории. Мне бы хотелось поговорить о сказке, написанной замечательным поэтом А. С Пушкиным в 1833 году, «Сказка о рыбаке и рыбке» и рассмотреть ее с разных сторон. Думаю, начать стоит с детства, когда я впервые познакомилась с данным произведением. Когда мне было четыре года, я не осознавала всей смысловой нагрузки, несущей эта история. Мне было очень жаль старушку, потому что, в конце концов, она приходит к исходной точке и остается ни с чем. На протяжении всей сказки я наблюдала над добродетельностью морской обитательницы, но в последний момент она напугала и в какой-то степени разозлила своим поведением, за то, что отказала старику в просьбе. Поэтому в качестве зла я представляла себе именно Золотую рыбку, которая «Лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море». Конечно, спустя много лет мнение кардинально меняется после повторного прочтения. Скорее всего, это связано с тем, что сказки Пушкина изначальна, не предназначались для детей. Чуковский упоминал об этом, что «Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской». Теперь стало понятно, почему я могла не понять эту сказку, будучи малышкой. Александр Сергеевич хотел подать определенный посыл, который понять можно только став немного постарше. Во всех сказках добро побеждает зло. В этой же истории оно не уничтожает, а поучает зло — рыбка посмеялась над старухой, тем самым проучив ее. Автор лишь хотел показать то, что люди не понимают в чем их истинное счастье и как его уберечь. Но, пожалуй, многие на месте старушки не смогли бы отказаться от такого соблазна, когда любая просьба, приказ выполняются по велению руки. Но все-таки прообраз кого служил для создания персонажей данной сказки? Возможно, Александр Сергеевич подразумевает Наполеона в роле старухи. Ведь Бонапарт ко всему прочему был одной из самых крупных и примечательных исторических фигур XIX века, главная часть Русской литературы обращалась именно к его образу. Поэтому я могу предположить, что Золотая рыбка была олицетворением России, которая вытерпела налет жадной старухи и, в конце концов, дала отпор, да так, что обидчица осталась с носом.
И какой же вывод можно сделать из всей этой истории? Человек корыстен от природы. Он всегда будет желать чего-то большего, чем он имеет. Александр Сергеевич хотел показать, что за жадность и незнание границ люди получают по заслугам. Поэтому поставив перед собой цель, нужно ее добиваться, а добившись, довольствоваться ею.