Мария Шалатовская
Анализ программы традиции чувашского края
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19» города Канаш Чувашской Республики
Доклад
на тему:
«Анализ программы традиции чувашского края»
Подготовила: воспитатель
Шалатовская М. В.
Данная программа «ТРАДИЦИИ
ЧУВАШСКОГО
КРАЯ» автор Л. Б. Соловей
Публикация «Анализ программы традиции чувашского края» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Республика, область, край. Список городов
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
рассчитана для детей 4—7 лет. При составлении программы автор опирался на программы, разработанные авторскими коллективами под руководством О. В. Драгу- новой «Программа воспитания ребенка-дошкольника», JI.B. Кузнецовой «Программа образования ребенка-дошкольника», а также «Программу социального развития» JI.B. Коломийченко.
В программах, составленных под руководством О. В. Драгу- новой, JI.B. Кузнецовой, задачи развития знания о своем городе (селе, поселке, республике, родной стране, формирования интереса и чувства симпатии к защитникам Родины ставятся в разделе «Познавательная деятельность», задачи развития привязанности к близким, воспитания доброжелательного отношения к детям, развития положительного отношения и уважения к людям другой национальности — в разделе «Общение», задачи формирования положительного отношения к труду взрослых, трудолюбия — в разделе «Предметно-практическая деятельность».
В нашей программе эти задачи вынесены в блоки «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой родной город (село, поселок)», «Моя республика», «Моя Родина». В блоке «Моя республика» отдельно выделены разделы: «Чебоксары — столица Чувашской Рес-публики», «Кто такие чуваши?», «Что значит быть хорошим человеком в понимании чувашей?», «Культура народов, проживающих в Чувашии». Работа по этим разделам проводится в старшей и подготовительной группах. В подготовительной группе также вводится раздел «Чебоксары — столица Чувашской Республики». В программе — в каждой последующей возрастной группе — задачи, поставленные в предыдущих группах, развиваются, закрепляются. "Специфика регионального компонента в средней группе отражается в том, что дети в ходе работы по программе узнают, как звучат на чувашском языке : ача сачё — детский сад, таван хула (ял, сала) — родной город (деревня, село, слова, обозначающие членов семьи, этикетные выражения; они также узнают о дружбе народов разных национальностей, проживающих в родном городе (деревне, селе). Региональный компонент с учетом возраста детей более содержательно представлен в старшей и подготовительной группах в разделах «Чебоксары — столица Чувашской Республики», «Кто такие чуваши?», «Что значит быть хорошим человеком в понимании чувашей?», «Культура народов, проживающих в Чувашии (русских, татар, марийцев, мордва и др.)».
Реализация программы предполагает использование чувашских народных сказок, пословиц, поговорок. Социально-коммуникативное развитие также реализуется в различных видах совместной деятельности педагогов и детей, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности родителей с детьми. Важная роль в реализации программы отводится созданию специальной развивающей среды. Желательно создавать в группе уголок краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой города, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов.
Целевые ориентиры социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста
Блок «Моя семья»
Дети:
• имеют представления о дружной семье;
• отражают в игре положительные моменты семейной жизни;
• могут называть членов семьи, ближайших родственников на чувашском языке, показывать их на изображении родословного древа;
• проявляют любовь и заботу о членах семьи;
• ведут себя вежливо с членами семьи, используют этикетные выражения на чувашском и русском языках;
• оказывают посильную помощь в делах по дому;
• проявляют действенную заботу о пожилых (бабушках и дедушках);
• имеют представления о семейных праздниках, традициях, реликвиях;
• помогают поддерживать порядок в доме.
Блок «Мой детский сад»
Дети:
• знают о труде работников детского сада, об их ответственном отношении к своей работе;
• знают о помещениях детского сада;
• стремятся поддерживать чистоту и порядок в группе и на участке детского сада;
• называют сотрудников детского сада по имени и отчеству;
• приветливо здороваются с сотрудниками детского сада;
• отражают в сюжетно-ролевой игре труд работников детского сада;
• помогают поддерживать порядок в группе.
Блок «Мой родной город (деревня, село, поселок)»
Дети знают:
• памятники и другие достопримечательности города (деревни, села, поселка);
• административные и другие здания;
• люди каких национальностей проживают в их городе (деревне, селе, поселке);
• о профессиях людей, проживающих в родном городе (деревне, селе, поселке);
• как жители заботятся о своем родном городе (деревне, селе, поселке);
• о главных событиях, произошедших в жизни города (деревни, села, поселка);
• известных людей, прославивших родной город (деревню, село, поселок);
• как переводятся чувашские слова : таван, ял, хула, сала.
Дети стремятся:
• выполнять правила поведения в городе (деревне, селе, поселке);
• бережно относиться к памятникам города (деревни, села, поселка) — в День Победы приносят к памятникам вместе с родителями цветы;
• участвовать в мероприятиях по благоустройству города (деревни, села, поселка) — вместе с родителями принимают участие в субботниках.
Блок «Моя республика»
Дети знают:
• о многонациональном составе Чувашской Республики, о том, что все национальности на территории Чувашской Республики проживают дружно;
• что основное население республики — чуваши;
• стихи и песни о Чувашии;
• государственную символику республики.
Раздел «Кто такие чуваши?»
Дети имеют элементарное представление:
• о прошлом и настоящем некоторых предметов быта чувашей : утварь, жилище, одежда;
• о труде, земледелии чувашей.
Раздел «Что значит быть хорошим человеком в понимании чувашей?»
Дети имеют представления:
• о трудолюбии чувашей : любви к работе на земле и других видах труда;
• о том, что дети оказывали посильную помощь родителям в домашних делах;
Умеют:
• передавать свои впечатления о родном крае в рисунках, рассказах, поделках; составлять короткий рассказ о жизни, быте, традициях чувашского народа;
• рассказывать чувашские сказки;
• описывать предметы быта чувашей;
• использовать предметы быта в сюжетно-ролевых играх;
• с помощью взрослых составлять меню чувашской кухни;
• гостеприимно встречать гостей на основе чувашских традиций и обычаев.
Раздел «Культура народов, проживающих в Чувашии (русских, татар, марийцев, мордвы и др.)»
Дети знают:
• какой родной язык у русских, татар, марийцев, мордвы и других народов, проживающих на территории Чувашской Республики;
• названия головных уборов русских, татар, марийцев, мордвы и др. ;
Раздел «Чебоксары — столица моей республики»
Дети знают:
• о символах г. Чебоксары, что они означают;
• названия улиц, почему их так назвали;
• театры, музеи, библиотеки г. Чебоксары;
• памятники г. Чебоксары;
Далее прописано содержание основных разделов программы.
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Родителей важно вовлекать в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: создание уголков краеведения, тематических фотоальбомов, сопровождение вместе с воспитателями детей на экскурсиях по ознакомлению с достопримечательностями города, пошив костюмов для своих детей для участия в национальных праздниках, они могут организовать совместный труд с детьми в домашних условиях и т. д. Важно также поддерживать образовательные инициативы родителей в плане социально-коммуникативного развития детей.